Улитка Aplysia californica. Фото: David Glanzman

Улитка Aplysia californica. Фото: David Glanzman

Ученым удалось передать воспоминания улитке с помощью пересадки ей молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК). Исследование опубликовано в журнале eNeuro, его кратко описывает Scientific American.

Для исследования через хвост моллюска вида аплизия пропускали небольшие удары током, чтобы вызвать ее защитную реакцию – сжатие. После этого ученые обнаружили, что если прикоснуться к улитке, которая до этого получала удары тока, то она сжимается примерно на 50 секунд. Если же прикоснуться к улитке, которая не получала ударов тока, то она сжимается на 1 секунду.

Ученые извлекли РНК из нервной системы улиток, которые получали удары током, и пересадили ее в улиток, не подвергавшихся никакому воздействию. После прикосновения улитки, которым пересадили РНК, стали реагировать так, будто через них тоже ранее пропускали удары током. Они сжимались на 40 секунд.

Глава проводившей исследования лаборатории Дэвид Гланзмен заявил, что это было похоже на пересадку памяти. Традиционно считается, что воспоминания хранятся в синапсах – соединениях между нейронами, а не РНК. Гланзмен, в свою очередь, выдвинул теорию, что воспоминания хранятся в ядрах нейронов, где синтезируется РНК.

Исследование необходимо повторить, отмечает Scientific American, в том числе на животных с более сложным строением мозга.

  • Лаборатория Гланзмена и ранее исследовала память улиток. В 2014 году они обнаружили, что воспоминания о шоковом воздействии, которые улитки потеряли после серии экспериментов, можно восстановить. При этом потерянные синапсы восстанавливались в случайном порядке, а не в первоначальном – когда образовывались впервые. Это свидетельствует о том, что воспоминания улитки хранились не там, утверждали ученые.
  • Благодаря исследованиям аплизии американский нейробиолог Эрик Кандел получил в 2000 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за открытия, связанные с передачей сигналов в нервной системе». Он изучал аплизию, так как ее нервная система значительно проще, чем у человека, а ее нервные клетки хорошо видны в микроскоп и даже невооруженным глазом. На примере аплизии Кандел показал, что кратковременная память – это усиление проводимости синапсов, а долговременные воспоминания формируются во время роста новых синаптических связей.