Президент Заира Мобуту Сесе Секо, 1997 год. Фото: Reuters

Президент Заира Мобуту Сесе Секо, 1997 год. Фото: Reuters

Восьмого августа администрация Дональда Трампа объявила о введении ряда новых санкций против России в связи с обвинениями в причастности к делу Скрипалей. Также было объявлено о следующем раунде, связанном с гарантиями неиспользования химического оружия. Совсем недавно США ввели санкции против Турции, а также заговорили о прекращении сделки с Ираном, что подразумевает возврат к санкционной политике. Все эти события лежат в общем тренде – усиление роли санкций как инструмента международного давления, которое началось еще после Второй Мировой войны.

По данным исследования Уильяма Кемпфера и его соавторов, около 3/4 всех санкций вводятся против авторитарных режимов. Главный парадокс заключается в том, что против авторитарных режимов санкции как раз менее эффективны. В демократиях есть механизмы подотчетности, которые делают их гораздо более уязвимыми к внешнему давлению. При ухудшении экономического положения в стране недовольные граждане могут надавить на политическую элиту путем выборов; угроза голосования за оппозицию может принудить власть сменить курс. С авторитарными режимами дело обстоит заметно сложнее.

Как санкции угрожают диктаторам?

Санкции – это всегда попытка повлиять на проводимую в стране политику, будь то производство ядерного оружия, ведение военных действий или нарушение прав граждан. Цель этого влияния – сделать так, чтобы группы, которые в этой политике не заинтересованы, но от которых зависит стабильность всего политического режима, стали давить на руководство страны. В демократиях это избиратели, а в авторитарных режимах – правящая коалиция, группа лиц, без поддержки которой диктатор более не сможет оставаться у власти.