Кто и как учит врачей общаться с пациентами
Я окончил медицинский вуз в 2003 году, тогда нас навыкам коммуникации не учили. Сегодня в Москве уже есть несколько специалистов, которые преподают коммуникацию, основываясь на международных нормативах. Одна из самых продвинутых в этом отношении – Анна Сонькина-Дорман, которая училась за границей и сейчас работает и преподает в нашей клинике.
Ежегодно в клинике мы проходим общий курс по врачебной коммуникации, и хотя бы раз в месяц собираются маленькие группы, на которых врачи разбирают с преподавателем и симулированным пациентом конкретные сложные случаи, отрабатывают их решения. Симулированный пациент – это специально обученный человек, который максимально реалистично изображает пациента и очень похоже может сыграть разные его реакции. После разговора он грамотно дает доктору обратную связь: «Здесь было хорошо, а вот здесь – не очень приятно, давайте подумаем, как это изменить».
На занятиях мы также обсуждаем, какой должна быть структура консультации, как эффективнее устроить прием, как правильно рассчитать время. А главное, мы учимся смотреть на пациента не как на случай, а видеть в нем человека. С этим в нашем обществе в принципе большие проблемы: слышать не раздражающие крики за стенкой, а соседских детей, видеть не другую надоедливую машину, которая может нас подрезать, а соседа по пробке. Мы мало видим человека, и мало в нас сопереживания. Грамотная коммуникация с пациентом – это партнерские отношения, в которых мы равны. У меня больше знаний о медицине, но у пациента больше знаний и опыта о конкретном своем состоянии. Если их с ходу отбросить и обесценить – «Я шесть лет учился медицине, а вы мне тут будете рассказывать? Закройте лучше ротик и послушайте», – человек, может, и не станет спорить, но и не будет расположен принимать наши рекомендации. Если же мы с пациентом общаемся уважительно, он скорее будет следовать нашим предписаниям.
Как сообщать плохие новости онкологическим больным
Существуют разработанные международные протоколы, как сообщать пациенту плохие известия, – это не ноу-хау, эти протоколы работают, и их стоит придерживаться. SPIKES – так называется основной протокол сообщения плохой новости онкологическому больному. Этот протокол включает шесть шагов и подробно описывает, что, например, должен делать врач, когда говорит человеку, что у того рак.
Один из самых важных принципов протокола гласит, что врач не должен пытаться проболтать или проскочить плохую новость. Мы все не любим приносить недобрые вести и тем более испытывать на себе реакцию на них. Поэтому часто врачи пытаются побыстрее рассказать плохое и двинуться дальше, забросав человека позитивной информацией: «Ну да, у вас рак, но мы его вырежем, потом сделаем химиотерапию, и все будет хорошо». Но человек, слыша плохую новость, зависает, и все хорошие новости, сказанные ему сразу после плохих, он просто не воспринимает. Я могу выдать пациенту пятнадцатиминутный спич про прекрасные прогнозы и оптимистичную статистику, но какой в этом смысл, если он завис на том, что у него рак? Он будет сидеть, кивать невпопад, а в конце задаст лишь один вопрос: «Доктор, простите, я не понял. Вы сказали, у меня рак?» Врач может все быстро рассказать и уйти довольным, планируя операцию, а пациент будет сидеть в шоке, не зная, что ему дальше делать.
Чтобы не допустить такого, крайне важно информацию дозировать, делать паузы. Мы сообщаем часть и ждем сколько нужно. На каждом этапе уточняем, все ли понятно и какие есть вопросы. Важно не обрушивать на пациента все сразу: с завтрашнего дня у вас химиотерапия, через полгода операция, потом будет лучевая терапия… Человека это может раздавить. Действовать нужно поступательно. Давая рекомендации, важно просить обратную связь: все ли вы поняли? Знаете ли вы, куда вам идти? Рекомендации нужно распечатывать, потому что человек может вам покивать, а выйдя из кабинета – все забыть. Ему важно иметь номер доктора, по которому можно написать. К сожалению, в государственном здравоохранении, где запись к онкологу на месяц вперед, а на прием выделено минут пятнадцать, человек из кабинета выходит как в бурное море.
Другое важное правило – нельзя давать ложную надежду. Кроме того, в общении с пациентом важно говорить на одном с ним языке, так, чтобы все слова были понятны. Не нужно использовать зубодробительные медицинские термины вроде «панкреатодуоденальная резекция» – пациент может подумать: «Что это еще за зверь такой? Наверное, заболевание какое-то…» И наконец, доктор должен сказать пациенту, что он также расстроен и ему тяжело сообщать эту новость, – человеку важно слышать, что он имеет право на чувства.
Как планировать прием и завершать лечение
Любое лечение направлено на то, чтобы хотя бы сохранить качество жизни, а в идеале его улучшить. Однако мы понимаем, что любая явка к врачу – это уже минус в качестве жизни. Человек не пошел на работу, в кино или домой к семье – он пришел ко мне, и для него это уже плохо. Специфика лечения онкологических болезней еще и в том, что это, как правило, очень долгий процесс, который полностью меняет жизнь. Человек вынужден перекроить свое расписание под план лечения и все перестроить под расписание процедур и визитов.
Важно помнить, что прекращением лечения, даже успешного, мы тоже ввергаем человека в стресс. Например, мы лечим пациента полгода и подходим к тому, что все хорошо – ремиссия, мы больше его не лечим. Это же прекрасная новость! Но человек за полгода уже привык, он всех знает, у него все сестрички и доктора как родные. И вдруг ему говорят: «Все, ты свободен». Он пугается: «Как же так? Доктор, давайте я через недельку на всякий случай зайду?» Человеку нужно учиться жить без всех этих частых визитов в больницу. Поэтому на первый и последний прием мы закладываем больше времени – очевидно, что там будет много вопросов и человек может по нескольку раз задавать одни и те же вопросы.
Вообще, определять тайминг приема – это важный навык врача. Бывает, человек вываливает целый вал проблем – важно его не перебивать. Хорошо, если врач в это время записывает все жалобы – так и пациентам приятнее, и врачу проще не запутаться. К тому же людей, которые зацикливаются и начинают по кругу повторять, это немного структурирует: «Минуточку, вот вы уже сказали, боль в ноге, кашель и в ухо стреляет. Что-то еще?» После врач может предложить: «Давайте три самые острые проблемы обсудим сейчас, остальное – на следующем приеме».
Как разговаривать о смерти с пациентом
Тема смерти в целом табуирована в России. Мы о ней мало думаем, мало знаем, еще не умеем ни разговаривать, ни принимать решения. А ярлык онкологического пациента – это как звезда Давида в Третьем рейхе. Если у вас рак, ваше дело – тихо отползти в помиральную яму. Онкологических пациентов остальная медицина старается обходить стороной. Это создает огромные сложности, потому что не всегда проблемы онкологического пациента связаны с онкологией и не всегда их должен решать онкологический стационар или диспансер. Есть множество вещей, которые, по идее, должны решаться в общих стационарах. Например, бывает скопление жидкости в грудной клетке или в животе. Из-за этого человеку тяжело дышать, у него нестабильное давление и живот как на 14-й неделе беременности. Глядя на подобного пациента, в городских стационарах нередко говорят: «Не-не-не, он умирающий, чего вы от него хотите, пускай он дома лежит или в хосписе. Нам такого не надо». Хотя убрать эту жидкость очень просто, делается это спокойно за 3–4 дня, и дальше можно продолжать лечение – и вполне успешное.
Переливание крови – тоже огромная проблема. Нашим пациентам периодически требуется переливание крови, но это не означает, что они умирают и что дальше нельзя будет продолжить противоопухолевое лечение. Просто в этот момент им нужно перелить компоненты крови, и через какое-то время мы сможем продолжить лечение, оно может быть эффективным, человек сможет восстановиться. И пневмония у наших пациентов бывает. Но если стационар не специализированный онкологический, то с нашими пациентами боятся работать – не потому, что они чумные, а потому, что «вдруг чего случится». Приходится каждый раз эту ситуацию ломать через колено – по личным контактам с огромным трудом получается человека приземлить и продолжить лечение.
Об обезболивании и маленьких кругах ада
Сегодня доступ к обезболивающим препаратам стал полегче. Однако за те десять лет, что я работаю в паллиативной терапии, глобальная ситуация становится только хуже. Государство смотрит на врача как на легального наркодилера, а на пациента – как на легального наркомана. И это главная беда. За нами смотрит полиция, нас постоянно проверяют, Следственный комитет заводит целое отделение тех, кто будет заниматься преступлениями врачей. Ведь наркодилеров им сложно ловить под кустом, они могут и ножом пырнуть – а врачишка что? Вот он сидит в теплом кабинете, его легко прищучить. Именно такой взгляд стал основным тормозом развития нормальной медицины в целом, и паллиативной в том числе.
Другая проблема – я знаю, чем обезболить человека, но выписать рецепт я не могу. Рецепт могут выписать только в государственной клинике. Таков порядок. Человек должен записаться, посидеть в очереди к участковому онкологу, который не обязательно принимает ежедневно. А если не может прийти сам, должен вызвать на дом – а в провинции это целый квест. В каких-то населенных пунктах онколога может просто не быть. Частные клиники могут применять обезболивающие препараты, но только пока пациент у них находится в койке. Как только человек выписывается, он должен пройти эти маленькие круги ада. Поэтому, например, в пятницу мы обычно не выписываем, иначе пациент не сможет получить обезболивающее. Перед выпиской мы предупреждаем родственников: «Узнайте заранее, где у вас сидит онколог, и запишитесь, в день выписки привезите сами пациента к доктору, чтобы сразу же он получил обезболивание, а доктор вас узнал и дальше уже быстро выписывал лекарства». Но даже это уже большой шаг вперед, потому что раньше в принципе обезболивающих не давали, говорили: «Давайте потерпим», – и доктора могли потерпеть боль пациента
Кроме того, у нас нет единого подхода к обезболиванию. Хотя должны быть элементарные правила: если у человека болит хронически, то уколы – не самая хорошая идея, не надо его месяцами колоть 3–4 раза в день, потому что от попы ничего не останется. Это элементарная логика. Но каждый раз, когда мы выписываем обезболивание, нам приходится писать огромные прокламации, что не выписывайте уколы, а дайте таблетки или пластыри, которые приклеил – и три дня не болит.
О паллиативной медицине
Паллиативная медицина – это лечение, направленное на улучшение качества жизни неизлечимо больного человека. В этом смысле могут быть паллиативные операции, паллиативная химиотерапия, паллиативная лучевая терапия – когда мы не можем излечить человека, но облегчаем и продлеваем ему жизнь. В идеале паллиативный терапевт должен начинать работу с онкологическим пациентом с самого начала. Когда человек только начал взаимодействие с онкологией, где-то неподалеку должен быть паллиативный терапевт – просто потому, что он лучше умеет с человеком общаться и у него немного другой взгляд, чем у клинициста, хирурга и химиотерапевта, он может подсказать что-то из поддерживающей терапии. Но это в идеальном мире, где есть междисциплинарная команда и помимо лечащего врача за ситуацией следят еще несколько специалистов. На практике паллиативной терапией считается помощь, которая начинается после отказа от противоопухолевого лечения. Паллиативным лечением занимается хоспис и отделения паллиативной помощи, которые вступают в дело, когда онкологи говорят «стоп».
Отношение к паллиативной помощи в обществе еще хуже, чем к онкологии. Однако, как и с онкологией, это неправильно, потому что паллиативная помощь может очень ощутимо поддерживать человека довольно долгое время. Вряд ли это будут годы, но несколько месяцев – запросто. И эти месяцы можно провести по-разному.
Как правило, переход от противоопухолевого лечения к паллиативу редко обсуждается врачами с их пациентами. У нас либо пациенту говорят: «Все, мы вас сейчас лечить больше не можем, у вас гемоглобин низкий. Как повысится – приходите», – а сам врач при этом понимает, что не повысится, просто избавляется от пациента. Либо родственникам говорят: «Ну все, теперь в хоспис забирайте». На самом деле это должна быть обстоятельная беседа с пациентом, во время которой нужно узнать его мысли – что его беспокоит, что пугает, что он сам думает о ситуации, как бы он хотел, чтобы мы его лечили, хочет ли он знать о прогнозе. Пациент имеет полное право сказать: «Про прогноз не надо». Может быть такой диалог: «Какие у вас страхи?» – «Я боюсь боли». – «C болью мы можем справиться». Можно выяснить, где человек хочет находиться остаток времени. Кто-то хочет быть дома. И тогда наша задача – помочь подготовить для этого домашние условия. Другой ответит: «Я боюсь дома, а вдруг чего». Значит, его нужно куда-то положить. Пациенту очень важно понимать, что лечение не прекращается. Человек больше всего боится, что доктор скажет: «Ну все, ручки вот они, я пошел». Важно, чтобы пациент понимал, что его не бросают, что медицина всегда остается близкой к нему.
Все замечательно. Прекрасная концепция - онкологический больной на всем пути от заболевания до (выздоровления - смерти) погружается в комфортную среду. И доктор чудесно все изложил. Но, как всегда, остается маленький поганенький вопрос (в статье деликатно опущенный): "А сколько это будет стоить и кто за это заплатит ?"
Вопрос бессмысленный, за все всегда платит пациент. Так или иначе, наличными, безналичными, через ОМС или ДМС. Как врач, уверяю Вас, что бесплатно не бывает. Так же не бывает дешёвой и хорошей медицины.