Екатерина Куксо. Фото: личный архив

Екатерина Куксо. Фото: личный архив

Есть множество причин критиковать российское школьное образование, но самый болезненный вопрос – это выгоревшие и неподготовленные к современным реалиям учителя. Что c этим делать? Учителям тоже нужно учиться, в том числе тому, что иногда кажется очевидным. Проект «Академия Директория» разрабатывает курсы и инструменты для повышения качества образования, один из них – так называемая кураторская методика, в рамках которой учителя наблюдают за уроками друг друга, чтобы понять, что можно изменить. Мы поговорили с руководителем «Директории» Екатериной Куксо о слепых зонах в классе, способах улучшить обучение в школе и важности историй успеха для ребенка и учителя.

– Как построен процесс обучения учителей?

– Основа обучения – это наблюдение за тем, что происходит в классе и как дети учатся. Вопрос в том, чтобы не научить учителя чему-то конкретному, а сделать, чтобы он выстраивал свою практику, занятия так, чтобы дети учились. Это делается за счет прицельного наблюдения за учеником. Мы используем так называемые протоколы для наблюдения – это конкретные задания, которые даются одному учителю, присутствующему на уроке у другого. Потом учителя между собой проводят обсуждение фактов протоколов (без нравоучений). Это история про то, как создавать пространство для постоянного развития.

Вот пара примеров. В классической методике преподавания еще с советских времен есть понятие «охват класса» – это насколько учитель взаимодействует со всеми. Фактически то, как учитель общается с классом, зависит от того, где он находится. Например, если его стол стоит посередине класса, учитель видит что-то вроде буквы «Т» – первые 3 парты и средний ряд. Если стол стоит у окна, учитель видит диагональ. При работе с протоколом наблюдающий просто фиксирует, с кем педагог взаимодействует в течение урока, и тогда учитель сам может увидеть, где у него слепые зоны. Получается не нравоучение вроде «У тебя плохой охват класса», не наезд на учителя, а оценка фактов преподавания, оценка того, что происходит с детьми.