Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Россия застыла на месте. Если быть точным, на 43-м месте рейтинга глобальной конкурентоспособности от Всемирного экономического форума, результаты которого были представлены на неделе. Страна сохранила ту же позицию, что и в прошлом году (хотя и увеличила при этом общий балл с 65,6 до 66,7). 43-е место РФ занимала и двумя годами ранее. Если положение не изменится, власти придется задуматься над созданием суверенного института оценки ее международной привлекательности. Да и сам экономический рост, как следует из опубликованной на днях статьи главы Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, при желании тоже может быть «суверенным», то есть питаемый внутренними источниками. А в более широкой трактовке – менее зависимый от капризов глобальной конъюнктуры и в целом внешних факторов.
Россия, например, уже обзавелась национальным рейтинговым агентством, которое в конце сентября присвоило ей первый суверенный рейтинг на уровне A-. Стоит ли говорить, что он оказался выше, чем у S&P, Fitch и Moody's? В будущем тем, кто захочет разобраться, как устроена власть «большой тройки» (в надежде убедить себя в необъективности американских аналитиков), на помощь придет еще один суверенный продукт – российский аналог глобальной «Википедии». Конкурс на оказание услуг по разработке бренда и маркетинговой стратегии для «общенационального интерактивного энциклопедического портала» в начале месяца объявило издательство «Большая российская энциклопедия».
Старт проекту премьер Медведев дал еще летом 2016 года. С тех пор дело неспешно, но неуклонно продвигалось вперед. Стараниями Минкомсвязи эксклюзивное право государственного издательства руководить процессом закрепили в законе, а в федеральном бюджете на эти цели заложили почти 2 млрд рублей. «У читателей появится альтернатива, они сами решат, кому им верить больше», – объяснял гендиректор Российской национальной библиотеки Александр Вислый. Хорошо, если так. А если при рассмотрении спорного и чувствительного для власти предмета выбор аудитории будет сделан не в пользу версии российских энциклопедистов, что тогда?
Что-нибудь придумают. В стране имеется Роскомнадзор. А с ноября вступает в силу закон о «суверенном интернете». Ведь нельзя исключать, что вопреки техническим ограничениям и здравому смыслу однажды он заработает – внеся посильный вклад в защиту завоеваний «суверенной демократии». В свежих Хрониках госкапитализма:
Госграница. «Существует особая стратегическая проблема, касающаяся защиты национальных интересов России»
Работа бизнеса по выбиванию господдержки из правительства не ослабевает, что подтверждают события любой недели, не исключая минувшую. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта в союзе с Минтрансом просит у государства до 32 млрд рублей для восполнения убытков в связи с неконтролируемым ростом цен на керосин, а также в порядке демпфера –– упреждающего механизма компенсаций на случай резкого подорожания топлива.
А, например, Минкомсвязи предлагает при трансляции цифрового сигнала в малых городах страны узаконить компенсацию расходов вещателей второго мультиплекса (СТС, «Домашний», ТНТ, ТВ3, «Пятница», «Муз ТВ», РЕН ТВ, «Звезда», «Мир», «Спас») – как это происходит с первым («Первый канал», «Россия 1», «Россия 24», «Россия К», НТВ, «Пятый канал», «Матч ТВ», «ТВ Центр», «Карусель», ОТР). Цена вопроса – не менее 11 млрд рублей, что не так уж и много на фоне общих вложений в инфраструктуру. Согласно данным, обнародованным на неделе Счетной палатой, переход на «цифру» обошелся в 167,5 млрд рублей, включая 97 млрд рублей, взятых из бюджета.
В негласной иерархии российского лоббизма специалистов, отстаивающих интересы авиаперевозчиков и коммерческих телевещателей, можно условно отнести к бойцам, выступающим в среднем весе. Это, конечно, не нефтяники с силовиками, но списывать себя со счетов они тоже не дают. Другое дело отраслевые союзы – подопечные Минсельхоза, чьей лоббистский потенциал оставляет желать лучшего (на неделе, к примеру, Госдума отправила под сукно законопроект о поддержке российского виноделия, и без того пылящийся в парламенте последние три года).
Участники таких объединений хотят от государства того же, что и все вокруг – денег, льгот и отеческой заботы. Как же им быть? Брать пример с Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ).