На фоне роста продаж чистая прибыль «Аэрофлота» (обнародована на неделе) упала по итогам 2018 года в 10 раз. Цифра впечатляет, даже несмотря на смутные ожидания. В начале лета председатель совета директоров госкомпании Михаил Полубояринов не скрывал, что итоги года будут значительно хуже плановых: «Чуда нет, ниоткуда оно не берется». Но, вероятно, и сам не предполагал такого сценария.
Что же экстраординарного случилось за минувший год, чтобы сокрушить корпоративную отчетность после рекордной прибыли последних двух лет? Согласно официальному заявлению перевозчика, компания испытала «беспрецедентное давление на финансовый результат со стороны стоимости топлива и валютного курса».
Известно, что значительную часть своих расходов – на лизинг, техобслуживание и сборы аэропортов – авиакомпания несет в валюте. И тем не менее пропустим замечание о курсе мимо ушей: за минувший год, по данным ЦБ, рубль ослабел к доллару на 6,7% по номинальному курсу и 6,3% по реальному, а к евро – 11% и 9,8% соответственно. Это не динамика, объясняющая обвал. К тому же доля валютной выручки у «Аэрофлота», наиболее активного на международных направлениях, традиционно выше, чем у других российских перевозчиков.
Более убедительной представляется другая причина – дорожающее топливо. С начала прошлого года по ноябрь, по словам гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, авиационный керосин в стране подорожал на 35%. Для сравнения: нефть за тот же период выросла в цене на 10%, а в последующие недели в основном снижалась. Учитывая, что топливо занимает не менее четверти в себестоимости услуг перевозчика, «более строгий контроль над затратами», в котором менеджмент убеждает акционеров, может лишь снизить скорость падения рентабельности, но чуда – с Полубояриновым не поспоришь – действительно не обещает.