
Фото: Ints Kalnins / Reuters
На фоне роста продаж чистая прибыль «Аэрофлота» (обнародована на неделе) упала по итогам 2018 года в 10 раз. Цифра впечатляет, даже несмотря на смутные ожидания. В начале лета председатель совета директоров госкомпании Михаил Полубояринов не скрывал, что итоги года будут значительно хуже плановых: «Чуда нет, ниоткуда оно не берется». Но, вероятно, и сам не предполагал такого сценария.
Что же экстраординарного случилось за минувший год, чтобы сокрушить корпоративную отчетность после рекордной прибыли последних двух лет? Согласно официальному заявлению перевозчика, компания испытала «беспрецедентное давление на финансовый результат со стороны стоимости топлива и валютного курса».
Известно, что значительную часть своих расходов – на лизинг, техобслуживание и сборы аэропортов – авиакомпания несет в валюте. И тем не менее пропустим замечание о курсе мимо ушей: за минувший год, по данным ЦБ, рубль ослабел к доллару на 6,7% по номинальному курсу и 6,3% по реальному, а к евро – 11% и 9,8% соответственно. Это не динамика, объясняющая обвал. К тому же доля валютной выручки у «Аэрофлота», наиболее активного на международных направлениях, традиционно выше, чем у других российских перевозчиков.
Более убедительной представляется другая причина – дорожающее топливо. С начала прошлого года по ноябрь, по словам гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, авиационный керосин в стране подорожал на 35%. Для сравнения: нефть за тот же период выросла в цене на 10%, а в последующие недели в основном снижалась. Учитывая, что топливо занимает не менее четверти в себестоимости услуг перевозчика, «более строгий контроль над затратами», в котором менеджмент убеждает акционеров, может лишь снизить скорость падения рентабельности, но чуда – с Полубояриновым не поспоришь – действительно не обещает.
Всё - очень просто: каждые три года, нужно продлевать контракт на техническое обслуживание самолётов с производителем. Для этого необходимо ликвидировать всю задолжность.
Посмотрите на график.
Даже не упомянуть включение авиационного топлива в список подакцизных товаров с 1/1/19 (не для объяснения результатов 2018, но чтобы задать более широкий контекст). Весьма поверхностно.
Рост стоимости керосина не объясняет падение прибыли. А вообще есть вопросы и к данным за 16 и 17 года по финансовой деятельности Аэрофлота, и к данным росавиации а росте пассажиропотока.
А какие вопросы к росавиации по пассажиропотоку?
Объясняет. Но Аэрофлот справился. Судя по цифрам.
Прочитал статью, посмотрел сообщение "Аэрофлота" о финансовых результатах - и не раз удивился.
В своем сообщении "Аэрофлот", говоря о причинах увеличения расходов, на первое место ставит именно дорожающее топливо. И поэтому не понятен один из значимых посылов всей статьи в духе "пропустим замечание о курсе мимо ушей" и "более убедительной представляется другая причина - дорожающее топливо". "Аэрофлот" точно так же расставляет эти причины в порядке значимости, как и автор статьи. Чему возражаете-то?
И авиакомпания в своем сообщении вообще ничего не говорит о влиянии курса на стоимость лизинга, техобслуживания и аэропортовые сборы. В основном перевозчик говорит об увеличении масштабов деятельности как причинах роста этих расходов: увеличении числа самолетов, численности летного состава и объема перевозок; но также упоминает повышение зарплат и выплат персоналу и тарифов на обслуживание в некоторых аэропортах.
Кстати, обратите внимание: "Аэрофлот" сообщил об увеличении расходов на топливо за 2018г. на 36,6% (в рублях, отчетность-то по РСБУ) и сравнивает это с увеличением цен на нефть сорта Brent на 37,7% (тоже в рублях), причем сравнивает цену на нефть в среднем за 2018г. с ценой на нефть в среднем за 2017г. Только такое сравнение цен на нефть корректно в данном случае. Потому что и выручка, и расходы, и прибыль компании в отчетности сравниваются за весь 2018г. со всем 2017г. Сравнение с ростом цен на нефть в ноябре по сравнению с январем на 10% - некорректно (какие именно уровни цен на керосин сравнивал Савельев, когда говорил о его подорожании на 35% - в ноябре с январем или в январе-ноябре 2018г. с январем-ноябрем 2017г. - из его цитаты понять невозможно: в том, что касается цифр, наши топ-менеджеры в своих выступлениях обычно не отличаются точностью выбираемых слов, а от журналистов из числа бегающих по пресс-конференциях такие тонкости чаще всего ускользают; можно лишь предположить, что он сравнивал январь-ноябрь с январем-ноябрем, как и в отчетности).
Это еще цветочки. Ягодки начнутся, когда будут реализованы контракты на поставку 100 "Суперджетов" и 50 МС-21. Еще и расходы на обслуживание самолетов подскочат.
И на гробы.....