Нынешний электоральный цикл подарил нам много новых поправок не только в Конституцию, но и в избирательное законодательство. Сейчас бурно обсуждается трехдневное голосование, которое будет применено уже на региональных выборах в этом году и в Государственную Думу в следующем (если не будет досрочных). Большой ажиотаж вызвало высказывание пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева о необходимости лишить избирательных прав молодежь. И пока до широкого круга читателей доходят самые одиозные новости и предложения, мы упускаем другие важные изменения, о которых надо поговорить.
Майские поправки
Первым ударом по легитимности будущих выборов стали поправки от 13 мая 2020 года в федеральный закон №-67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Они принимались тихо, без публичных дискуссий и привлечения сторонних экспертов. Их можно разделить на две большие группы – те, что коснутся сбора подписей, и те, что регулируют процесс голосования. Ниже я подробно разберу обе группы, но не буду останавливаться на изменениях, которые не оказывают сильного влияния на избирательный процесс (например, утверждение образца подписного листа или ограничения на количество подписных листов в сброшюрованной папке).
Сбор подписей
Теперь избиратель собственноручно указывает не только подпись и дату, но также свои фамилию, имя, отчество. Процедура сбора подписей усложнилась. Раньше было достаточно попросить избирателя заполнить только два поля – подпись и дату, все остальное заполнял сборщик. Сам процесс сбора подписей – сложный и юридически несовершенный процесс. Любая помарка, неточность или разночтение будет трактоваться не в пользу кандидата. С расширением дополнительных полей для заполнения – фамилии, имени и отчества – шансы «запороть» подписной лист стали больше. О том, как проверяющие подписи люди не умеют пользоваться Excel написано много, еще больше о том, как проходит проверка у графологов (проверяют подлинность по почерку) и по базам МВД, которые зачастую устарели.