Иконостас Троицкого собора Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. Кострома. XVII век.

Иконостас Троицкого собора Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. Кострома. XVII век.

Иконостас – это перегородка перед алтарем, на которой стоят иконы. Кстати, иконы именно ставят, а не вешают. В домашнем красном углу их тоже не вешали, а ставили на специальные полки.

Изначально в христианских храмах на алтарь вешали завесу, копируя завесу Иерусалимского храма перед Святая святых. С точки зрения христианской идеи и новозаветных текстов, это было неочевидной идеей. С одной стороны, концепция евхаристии предполагала, что теперь алтарь открыт для доступа людей. Об этом прямо пишет апостол Павел в Послании к Евреям (Евр. 10: 19–24). С другой, сама завеса воспринималась символически – как плоть Христова (мы уже говорили о сюжете из Протоевангелия Иакова, согласно которому Мария в момент благовещения ткала пурпурную завесу для Иерусалимского храма). И об этом тоже писал апостол Павел в том же Послании к Евреям.

Постепенно завеса дополнилась небольшими деревянными оградами из невысокого парапета и колонн, на которых устанавливали широкую балку (архитрав). Эту балку и начали украшать иконами. Сначала Христа, а потом, вокруг него, Богородицы и Иоанна Крестителя, а также архангелов, апостолов или святых – так возникает Деисусный чин.

Алтарная преграда церкви Santa Maria Assunta, Торчелло, IX-XI века

Такая перегородка, не закрывающая алтарь, была распространена не только на Востоке, но и в католических храмах. Впрочем, дальнейшее ее развитие в разных христианских традициях идет совершенно по-разному. В католических странах она постепенно исчезает (а после Тридентского собора, который постановил, что между верующими и алтарем не должно быть преград, ее убирают и там, где она еще сохранялась). В православных странах она остается в том или ином виде.

В греческой традиции постепенно увеличивается число рядов с иконами. Часто до трех. Но нигде не возникает ничего подобного русскому высокому иконостасу с его стройной и продуманной структурой, который сплошной стеной закрывает алтарь.

Откуда есть пошел русский алтарь

Реконструкция иконостаса собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

В русских храмах XII-XIII века, судя по всему, иконостас состоял из одного ряда икон и не закрывал алтаря (иногда его роль играла длинная доска, на которой умещались все необходимые священные изображения; такие доски в небольших сельских церквях можно было встретить и позже). Но потом, начиная со второй половины XIV века, происходит увеличение размера и количества икон. Деисусный чин увеличивается в размере (до 2–3 метров в высоту), а под ним рядом с царскими вратами начинают ставить иконы местных святых.