Пандемия стала тяжелым периодом не только для тех, кого уволили или отправили в отпуск за свой счет. Бизнес, вынужденный платить аренду во время простоя, пострадал не меньше. Согласно опросам, предприниматели ощутили снижение выручки на 90%. При этом арендодатели тоже не спешат снижать ставки. И хотя в Москве были случаи уменьшения платы до 50%, далеко не все владельцы деловых и торговых центров шли навстречу арендаторам и делали скидки больше символически 10%.
Между тем, статистика заболевших ковидом в Москве уже вернулась к уровню середины мая. Мэр города Сергей Собянин в конце сентября обратился к крупным компаниям с просьбой перевести от 30% сотрудников на дистанционный режим, а сейчас столичные власти готовятся к введению новых ограничений для бизнеса. О том, как все это отразится на аренде офисов, «Деньги» поговорили с участниками рынка коммерческой недвижимости.
Скидки первой волны
Если на рынке жилой недвижимости в пандемию уже в апреле цены на аренду квартир снизились на 30–50%, как сообщает ЦИАН, то с нежилой (бизнес-центры, коворкинги) ситуация другая. Квартиры сдают зачастую собственники, которые просто получают с этого дополнительные деньги. Коммерческие площади – это инвестиции в покупку зданий, обслуживание кредитов и другие обязательства; расходы и риски тут выше. Но арендаторам удалось договориться на снижение ставки на 20–30%. А если компании не получали скидку или арендные каникулы, они пытались оптимизировать расходы путем смены площади. «Наиболее востребованными в первом полугодии были запросы на офисные блоки площадью до 500 кв.м», – говорит Виктор Заглумин, партнер Bright Rich, CORFAC International.
Николай Хорт, основатель и СЕО компании Take'N'Go – сервиса быстрой курьерской доставки, – говорит, что была видна неготовность арендодателей и рынка идти навстречу арендаторам: предоставлять скидки на время удаленной работы, арендные каникулы и подобную помощь и поддержку. Однако со временем упал спрос на аренду, востребованность офисов в Москве во втором квартале 2020 года оказалась на 8% ниже, чем в том же периоде 2019-го, пришлось искать компромиссы.
Отдельная история с «гибкими офисами», сегмент которых, по прогнозам аналитиков, к концу года может вырасти на 50%. Их владельцы редко являются собственниками помещений, и им приходилось договариваться сразу и с арендодателем, и с конечным клиентом. Иван Шкиря, сооснователь смарт-офисов «Дела» в Екатеринбурге, рассказал, что «Дела» сначала выясняли, почему арендатор просит скидку, и давали ее только реально пострадавшему бизнесу. Плюс, индивидуально выбирали тип помощи: сократить площади, снизить ставку, дать отсрочку платежа. «Аналогичные переговоры мы вели и с нашим арендодателем. Частично он пошел навстречу и снизил арендную ставку на процент освободившихся площадей. За время пандемии мы не работали в минус, но и о прибыли забыли. Если будет вторая волна, будем вести себя аналогично», – говорит Иван.
Юлия Грызенкова, к.э.н., доцент кафедры ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов недвижимости в Финансовом университете при Правительстве РФ, объясняет желание давать скидки так: «Закредитованность и необходимость получения средств для выплат по кредитам, сохранение большинства издержек (отопление, охрана, техническое обслуживание и персонал, который не ушел на самоизоляцию, а занимался обслуживанием и поддержанием зданий), требования собственников, желание менеджмента выполнить KPI и получить бонусы. Плюс, есть понимание, что у арендатора переезд сопряжен с дополнительными затратами и необходимостью вывода сотрудников на рабочее место для сбора вещей и документов».