Это – последнее «слово недели» в 2020-м. То есть, в некотором смысле, слово года. А вообще – к чему оговорки? Давайте слово года как раз и поищем. Тем более, теперь все подводят итоги, не мы первые на этом пути.
Вот, например, версия ВЦИОМ. ВЦИОМ провел специальный телефонный опрос. Слово года для его респондентов – «коронавирус» (поди, поспорь, хотя я как раз и собираюсь поспорить). За коронавирус – 61% опрошенных. Рейтинг доверия – почти как у президента.
Далее так: «На втором месте – “поправки к Конституции” (29 процентов), на третьем – “самоизоляция”, “дистанционное образование” и “врачи” (по 23 процента каждое), на четвертом – “кризис” (19 процентов), на пятом – “неопределенность” (16 процентов), на шестом – “вакцина” (12 процентов), на седьмом – “удаленная работа” (11 процентов)».
У «Яндекса» другая методика. Там никого не опрашивают, просто следят, какие слова россияне чаще всего искали. У них вирус не выиграл, хотя на первом месте все равно пандемийное словечко, а топ-3 звучит как лозунг: «Карантин, пропуск, Конституция».
Есть и другие списки, но так или иначе все крутится вокруг модной болезни и пресловутого обнуления. А я хочу не то, чтобы даже переубедить сограждан. Хочу предложить свою компромиссную версию.
Дальше будет, возможно, слишком личный текст. Но чего уж там – раз в год ведь можно себе позволить. Зато в финале – обещаю – затянутая речь перейдет в тост.
Два источника, две составные части
С планами власти на год все было ясно. Задач было две, и не сразу сообразишь, которая важнее. Надо было с размахом отпраздновать 75-летие Победы, и надо было, прекратив шатание в умах, ответить, наконец, на вопрос, как именно Путин сохранит власть, потеряв право участвовать в президентских выборах. Выборы, конечно, в двадцать четвертом, но ответ должен был быть дан до начала парламентской кампании. В двадцатом.