25 февраля утром началось голосование на портале «Активный гражданин» по поводу установки памятника на Лубянской площади Москвы, а 26 февраля вечером мэр столицы Сергей Собянин прервал голосование и объявил, что ни Дзержинский, ни Невский на Лубянке пока стоять не будут.
Объяснение довольно трогательное: «После двух дней голосования с небольшим отрывом побеждали сторонники Александра Невского, но все же очевидно, что общественное мнение разделилось примерно пополам. А само голосование все больше превращается в противостояние людей, придерживающихся разных взглядов. И это не очень хорошо <…> памятники, которые стоят на улицах и площадях, должны не раскалывать, а объединять общество».
То есть предполагается, что когда-нибудь будет объявлено новое голосование и в нем кто-то получит квалифицированное большинство? Будут ли это те же Дзержинский и Невский, или, скажем, Дзержинскому подберут более слабого/сильного конкурента? Сколько раз потребуется проводить голосование, чтобы получить нужный, не раскалывающий общество результат?
Собянин пишет также: «По правде говоря, у нас сегодня огромное количество более актуальных тем», – и в это как-то веришь. Но не веришь в то, что вся инициатива, раскрученная и начатая на ресурсе мэрии, была до этого мэру не известна. Вероятно, он не хотел раньше вставлять палки в колеса демократии, и только очевидный тупик (55% на 45% – это же тупик, да? бедные американцы) заставил мэра вмешаться.
Одна из самых актуальных тем – приговоры Алексею Навальному, народные протесты в связи с этим, бессудные приговоры участникам протестов. Довольно очевидно было, что история с памятниками призвана отвлечь внимание граждан от истории с Навальным. И вроде бы за это надо Собянина поругать как непосредственного участника.
Но хочется, наоборот, похвалить его за методы. Такие времена настали, да.
Зачем сейчас законы?
Какие времена, показывает нам другая инициатива, явленная на минувшей неделе. Ирина Яровая объявила, а потом ряд депутатов от всех фракций внесли в Госдуму поправки к Уголовному и Административному кодексам, приравнивающие клевету на ветеранов Великой Отечественной к реабилитации нацизма и предусматривающие за нее лишение свободы на срок до пяти лет.
Повод, понятно – приговор Навальному по делу о «клевете на ветерана». Депутаты «ответили поправкой» на действия оппозиционера. Эксперты уже высказались об очередном одиозном законопроекте, ясно, что применять его будут вручную, соответствующие силовики заработают себе много «палок», кого-то можно будет шантажировать, а с кем-то неугодным бороться.
Законов таких у нас все больше, выходить из комнаты становится опасно – даже в интернет. Но новое правоприменение, явленное нам как раз в истории с Навальным и протестами, вроде бы говорит: зачем законы? Кажется, что перед силовиками открылось бескрайнее поле – ограничений нет, можно хватать, кого хочешь, и оформлять, как хочешь.