© themisplacedm.com

Мировой рынок MOOC – massive open online course – сформировался быстро и столь же быстро набрал солидный массив образовательного контента, приблизив студентов из разных стран к курсам ведущих университетов и записанным на видео лекциям. На слуху порталы Стэнфорда и MIT, Udacity, edX, 2tor и другие.

Но дальше всех пошел проект Coursera – пожалуй, именно его можно назвать образовательным стартапом года. Coursera основан двумя профессорами из Стэнфорда, Эндрью Нг и Даффной Коллер, в этом январе. Обычно они за семестр работают с четырьмя сотнями студентов. Этот год стал для профессора Нг исключением – на его онлайн-курс по Machine Learning записалось порядка 100 тысяч студентов. К слову, обычными методами их пришлось бы учить примерно 250 лет. 

Сейчас в базе сервиса более 200 курсов самых разных специальностей – от дизайна и истории до медицины и астрономии. Провайдеры контента – лучшие университеты, подписаны соглашения с 33 учреждениями, среди которых есть и родной для основателей Стэнфорд, и Принстон, и California Institute of Technology, а также Duke University, The Georgia Institute of Technology, Johns Hopkins University плюс зарубежные партнеры – University of Edinburgh in Scotland, The University of Toronto, EPF Lausanne. Студентов же больше всего пока из США, Великобритании, Индии, России и Бразилии. Помимо просто онлайн-лекций Coursera привносит элемент интерактивности в процесс обучения – студенты получают задания, проходят промежуточные тесты, помогают другим студентам, могут задавать вопросы по теме лекции своим товарищам на форумах. 

Как образовательная модель сайт Coursera уже выстрелил, как коммерческий проект – нет. Создатели сайта позиционируют себя как социальные предприниматели, хотя это и не помешало им привлечь инвестиции от венчурных фондов (в том числе и от KPCB) на общую сумму в $22 млн. Но что же с монетизацией? Пока абсолютно ничего, хотя пути коммерческого развития уже понятны. 

Летом был опубликован один из вариантов договора между Coursera и University of Michigan. Из него понятно, какие бизнес-модели уже рассматривают создатели стартапа. 

Во-первых, сертификация: студент будет платить учебному заведению, которое выпускает сертификат об окончании курса, а Coursera делает доступной успеваемость студента в проверяемом формате. 

Во-вторых, за отдельную плату Coursera может предложить тестирование и верификацию студента в специальных центрах. Первые шаги в этом направлении уже предпринял, например, проект Udacity, заключив соглашение с международным лидером на рынке образовательных услуг – Pearson. По этому соглашению студенты смогут сдавать экзамены в центрах Pearson по всему миру, заплатив за это $89. 

Третий вариант – репетиторство и индивидуальный подход: за определенную плату специалисты проекта окажут студенту особое внимание и репетиторские услуги. 

В-четвертых, рассматривается банальное спонсорство: ненавязчивая реклама от компаний, спонсирующих конкретные курсы или конкретных лекторов. 

Пока ни университеты не платят Coursera, ни Coursera не платит ничего университетам, хотя обе стороны несут крупные расходы. Однако в соглашениях с образовательными учреждениями есть пункт, по которому в случае появления положительного денежного потока сервис будет делиться деньгами с университетом. Один из вариантов: компания будет платить университету 6–15% (в зависимости от продолжительности жизни курса) от валового дохода и 20% от валовой прибыли. Университет же далее сам будет ответственен за вознаграждение преподавателей. 

Ведущие университеты к сотрудничеству с онлайн-стартапами, очевидно, готовы, будучи заинтересованными в таких моделях распространения знаний. Это позволяет расширить круг студентов за счет тех, кто пока не может выложить $40 тысяч за год в Гарварде, но готов потратить несколько десятков долларов для получения сертификата о прохождении того или иного курса. 

Отдельное направление – работодатели и рынок труда. Во-первых, Coursera может продавать информацию потенциальным работодателям: с разрешения студента предприятиям будет предоставляться доступ к базе студентов и пройденных курсов. Во-вторых, компания может за плату со стороны потенциальных работодателей или образовательных учреждений оценивать компетентность студентов. Наконец, совсем красивый ход – лицензирование или даже продажа обучающей онлайн-платформы для работодателей или учебных заведений. 
Сейчас студенты получают просто сертификаты об окончании того или иного курса. В будущем на замену этим сертификатам может быть предложена официальная единица трудозатрат студента – credits, которая весит гораздо больше, например для работодателей. Coursera может стать отличным инструментом для поиска новых сотрудников, только что получивших новые знания. Это может быть интересно тем компаниям, которые хотят нанять людей с нестандартными компетенциями, работающих в междисциплинарном поле. Например, Udacity уже имеет свой job-matching сервис для новоиспеченных студентов. Среди работодателей – Google, Bank of America, Facebook и так далее. 
Понятно, что сейчас Coursera важно просто расширять свою деятельность за счет увеличения числа заинтересованных университетов и, соответственно, числа предоставляемых курсов. Так, сервис может окончательно утвердить за собой статус отличной платформы, удовлетворяющей все заинтересованные стороны. Параллельно важно развивать практико-ориентированные курсы, которые ведут специалисты из определенных областей (так, например, поступает еще один образовательный стартап – Lynda.com, предоставляя подписку в месяц примерно за $25). 
В какой-то момент этот массив контента должен начать приносить доход, иначе платформа без масштабных инвестиций в развитие рухнет под грузом собственной тяжести, а на бесконечную благотворительность со стороны университетов рассчитывать не приходится.