Константин Маковский. "Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Санкт-Петербурге", 1869

Константин Маковский. "Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Санкт-Петербурге", 1869

Сложно определить, как жило общество в те давние века, когда еще не было профессиональных социологических исследований. Мы сравнительно много знаем о царях, царедворцах, полководцах и героях, досконально описанных историками на основе воспоминаний современников, а также разнообразных архивных документов, но мало знаем о народе, о его быте, труде и развлечениях (не всегда приличных).

Источники редко сохраняют информацию о повседневности, разве что народ вдруг поднимется на бунт и начнет так все крушить вокруг, что этот погром окажется достойным упоминания. Бывают иногда, впрочем, приятные неожиданности, когда обнаруживается много интересной, хотя и не слишком радостной информации.

Честно говоря, когда я покупал книгу Олега Абакумова «Третье отделение на страже нравственности и благочиния. Жандармы в борьбе со взятками и пороком. 1826–1866 гг.» (Издательство Центрполиграф, 2017), то, несмотря на название, ожидал, скорее, информации о политической истории середины XIX века, чем об истории быта или нравов. Слишком уж все мы привыкли к тому, что Отдельный корпус жандармов (исполнительный орган Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии — то есть политической полиции Российской империи) был предназначен исключительно для борьбы с сознательными противниками режима.

Однако на самом деле жандармы занимались не только этим. Общая борьба за поддержание порядка в России распространялась на самые разные сферы: от пьянства и хулиганства до «подрыва устоев». Причем Третье отделение не только предпринимало конкретные действия против различных сотрясателей устоев империи, но и осуществляло аналитическую работу, необходимую для информирования государя о состоянии дел в обществе. Сотрудники Третьего отделения, как всякие серьезные аналитики, собирали необходимые сведения о происшествиях, и документы эти в архивах сохранились. Таким образом, у историков есть возможность изучить материалы своеобразного «социологического центра» XIX века и рассказать нам о некоторых аспектах неполитической жизни общества.