Вязники редко попадают в туристические гайды. Этот старый русский город, даром что стоит он буквально на трассе Москва — Нижний Новгород, совсем обделен вниманием даже тех, кто путешествиями по России всерьез интересуется. И это решительно незаслуженно и несправедливо. Если вы хотите посмотреть очень красивый русский провинциальный город, понять и почувствовать эту удивительную городскую структуру, ну и немного погоревать о нынешнем ее упадке — то вам обязательно надо побывать в Вязниках.
Причем, когда мы тут говорим о красоте, то имеем в виду не только старые храмы и особняки, но и потрясающие виды с холмов Вязников на Клязьму и заклязьменские дали. И с этой красотой ни советская власть, ни нынешнее запустение ничего не в силах поделать.
Вязники — типичное порождение ремесленно-купеческого бума XVII века.
Когда-то, еще в домонгольские времена тут был город Ярополч-Залесский. Город был сожжен Батыем и прекратил существование. В XVI веке (возможно, и раньше) земли эти достаются московским князьям, и тут появляется торгово-промышленная слобода, поставляющая московскому двору лен, рыбу и разную утварь. Через какое-то время местные земли перешли в вотчинное управление бояр Милославских, которые учредили тут на Мининой горе первый Введенский монастырь.
Места тут были (и остаются) красивые. К тому же, в 1623 году тут был явлен чудотворный список иконы Казанской Божьей матери. И сюда совершил паломничество сначала царь Михаил Федорович, а потом и царь Алексей Михайлович. Паломничество Алексея Михайловича закончилось неожиданно. Воодушевленный своим путешествием, он решил построить на Мининой горе город. Восстановить тот самый, разрушенный Батыем Ярополч. И построил. Буквально на пустом месте. Все как положено. Крепостные стены, башни, какие-то административные здания и все такое.
Впрочем, несмотря на царскую градостроительную волю, история шла своим чередом — Вязниковская слобода развивалась и богатела речной торговлей по Клязьме, отстраивались новые дома, строились каменные церкви. А Ярополч — хирел. И в итоге к XVIII веку не Ярополч поглотил окружающую слободу, а торгово-купеческая слобода поглотила никому не нужный город. И уже к середине XVIII века от него ни стен, ни башен, ни названия не сохранилось. Только шатровая колокольня Троицкой церкви, которая доминирует над городом и видна с любой его точки.