Наземная команда готовит американский бомбардировщик B-17 «Летающая крепость» к рейду на Мюнстер. 10 октября 1943

Наземная команда готовит американский бомбардировщик B-17 «Летающая крепость» к рейду на Мюнстер. 10 октября 1943

Фото: The National WWII Museum, New Orleans

Новая книга Малкольма Гладуэлла «Бомбардировочная мафия: мечты о гуманной войне и кровавые будни Второй мировой» (только что вышла в издательстве Альпина Паблишер) не совсем обычна для этого автора: знаменитый канадский журналист и писатель прославился в первую очередь поп-психологическими бестселлерами, в которых разбираются разные странности нашей душевной жизни.

При этом Гладуэлл любит и прекрасно знает историю, так что в качестве иллюстраций различных психологических предвзятостей и аномалий он постоянно выбирает известные исторические события или эпизоды из жизни исторических знаменитостей (такова, например, его предыдущая книга «Разговор с незнакомцем»).

Однако в новой книге Гладуэлла история из глубины сцены выдвигается на передний план: «Бомбардировочная мафия» рассказывает о группе американских летчиков, инженеров и военных теоретиков, которые уже в 1930-е годы выступили с концепций прицельного бомбометания — совершенно революционная идея для эпохи, когда нормой считались безжалостные ковровые бомбардировки. Если бы «бомбардировочной мафии» (так прозвали эту группу скептики в военном истеблишменте США) удалось реализовать эту идею в практических боевых условиях, то, возможно, англо-американские бомбардировки Германии в ходе Второй мировой войны оказались бы более эффективными с военной точки зрения, но при этом нанесли бы гораздо меньший ущерб немецким городам. На деле, как мы знаем, вышло иначе.

Решение о массированных бомбардировках Германии совместными англо-американскими силами было принято в январе 1943 года на секретной встрече президента Рузвельта и премьера Черчилля в марокканской Касабланке. План кампании, разработанный при деятельном участии «бомбардировочной мафии» и получивший кодовое имя Point Blank («Прямой наводкой»), предполагал, что ВВС США будут совершать дневные (прицельные) рейды на военные объекты Германии, а британские пилоты — ночные (ковровые) налеты на германские города.

Однако первый же эпизод «прицельной» американской кампании — двойной налет на военные заводы в Регенсбурге и Швайнфурте — закончился катастрофической неудачей: из 290 самолетов, участвовавших в операции, 60 были сбиты, 17 повреждены настолько сильно, что не подлежали ремонту, а еще 120 получили серьезные повреждения. Из 2900 членов экипажей не вернулись на базу 650 человек. При этом бомбардировка мало повлияла на военное производство Германии:

Каждый из этих 290 бомбардировщиков нес по восемь или девять бомб. Допустим, в общей сложности они сбросили 2000 бомб. Но попаданий было всего 80. Это как-то не похоже на высокоточную бомбардировку, правда?

После еще нескольких неудачных попыток идеи прицельного бомбометания были окончательно отброшены и американское командование, вслед за британцами, перешло к тактике ночных ковровых бомбежек. Об этом нелегком переходе — в отрывке из книги.