Global Look Press/Keystone Press Agency
Эпидемия коронавируса — это серьезный вызов для публичного политика, тем более для президента страны, тем более если на период эпидемии пришлась значительная часть срока его полномочий и теперь на носу выборы — как у президента Франции Эммануэля Макрона (первый тур запланирован на апрель 2022 года). Локдауны, qr-коды, нагрузка на систему здравоохранения, смертность, поддержка граждан и бизнеса, наконец, кампания вакцинации — у избирателей может быть много поводов предъявить президенту счет в день голосования. Однако в случае Макрона эпидемия может, наоборот, помочь ему выиграть выборы еще раз.
Медицинские сводки последних дней во Франции выглядят тревожно. Количество выявленных за день случаев заражения коронавирусом превышает 300 000. Число пациентов в реанимациях достигло 4 000, что близко к пределу: возможности интенсивной терапии больных в критическом состоянии оцениваются примерно в 5 000 человек для всей страны (при возможности краткосрочного увеличения мест в реанимациях в чрезвычайных обстоятельствах). Ежедневно от коронавируса умирают более 100 человек, и таких цифр во Франции не было с середины лета. Открытие 3 января школ после рождественских каникул привело к ожидаемому всплеску положительных результатов тестирования и сбоям в санитарном протоколе (порядке тестирования и карантина/изоляции для контактных) для учащихся, что вызвало закономерное возмущение учителей и родителей. Ситуацию усугубляет такая особенность нынешней ситуации, как сосуществование двух штаммов вируса, уходящей «дельты» и пришедшего «омикрона», имеющих различные характеристики.
Однако при ближайшем рассмотрении все не так плохо. Бурный рост выявленных случаев инфицирования вызван, во-первых, большим количеством проводимых тестов (очевидно, чем больше тестировать, тем больше носителей вируса можно обнаружить) и, во-вторых, повышенной вирулентностью «омикрона». При этом, по мнению многих врачей, этот штамм практически не вызывает тяжелых случаев течения болезни, в отличие от своих предшественников, и почти все пациенты в реанимациях инфицированы «дельтой». Эпидемические показатели свидетельствуют, что пик заражений во Франции близок (он ожидается в ближайшие дни), после чего нагрузка на систему здравоохранения должна начать снижаться. Этот осторожный оптимизм подтверждается данными других стран, в частности, ЮАР и Великобритании, где волна «омикрона», похоже, пошла на спад, не вызвав ни повышенной смертности, ни переполнения больниц.
Но воздействие эпидемии на общество, конечно, не исчерпывается медицинской стороной вопроса и вызывает многочисленные социальные последствия, тем более важные, что на апрель 2022 года во Франции запланированы выборы президента, и тень санитарного кризиса так или иначе появляется в любых дебатах. С одной стороны, идет критическое обсуждение мер, принятых непосредственно для сдерживания эпидемии в течение двух последних лет. С другой, состояние экономики, миграционная политика, проекты реформ, отношение к ЕС, проблемы безопасности и прочие традиционные элементы предвыборных программ не существуют в отрыве от нашествия коронавируса, сломавшего привычную жизнь. Очевидно, что избиратели ждут от политиков не абстрактных идей, а понятных предложений в конкретной ситуации.
Президент вакцинированных
Президентство Макрона выпало на пять непростых лет.