
Разворот из книги Алексея Белякова «Твое Величество – Политехнический! Большие люди Большой аудитории»
Издательство «Слово»
В издательстве «Слово» выходит первая книга о немузейных звездах знаменитого Политеха — художниках, поэтах и литераторах XX века. Издание «Твое Величество — Политехнический! Большие люди Большой аудитории» рассказывает о жизни выдающихся людей, на протяжении столетия связанных с Политехом. Автор книги, журналист Алексей Беляков, выбрал для рассказа легкий ироничный тон, добавив напрашивающиеся сравнения с современностью. Например, в выбранном нами фрагменте скандальные лекции футуристов и газетные комментарии к ним рифмуются с сегодняшними спорами в соцсетях. Но, надо признать, живьем сто с лишним лет назад это было куда интересней.
В середине января 1913 года 28-летний Абрам Балашов явился в Третьяковскую галерею и набросился с ножом на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Нанес три глубоких пореза — на лицах царя, сына и, фигурально выражаясь, на духовном состоянии русской интеллигенции.
Спустя несколько дней покончил с собой хранитель Третьяковки: не смог вынести такого варварства, бросился под поезд. Больше физических жертв не было, преступника упрятали в психиатрическую лечебницу — и явно по адресу: тот был не в себе.
Зато поднялась широкая общественная дискуссия. Заметим, картина и раньше вызывала споры.
Написанная еще в 1885 году, она была сперва запрещена к показу. Ее владельцу Павлу Третьякову так и объявили. Но запрет быстро сняли, картина стала популярной, хитом Третьяковки, в народе ее прозвали «Иван Грозный убивает сына».
Вскоре после «акции» невменяемого Балашова о репинской скандальной картине решили поговорить в Большой аудитории Политеха. Устроителем диспута было объединение «Бубновый валет».
Докладчиком выбрали художника, поэта и критика Максимилиана Волошина, очень близкого к «Валету», дружившего с ними. Диспут назначили на 12 февраля 1913 года. Лекция называлась «О художественной ценности пострадавшей картины Репина».
Зал набился до отказа. В первом ряду сидели молодые «бубнововалетовцы» Петр Кончаловский, Илья Машков, Александр Куприн, Роберт Фальк, Давид Бурлюк, рядом — поэты-футуристы Крученых и Маяковский. Было ясно, что Волошин с энергичными соратниками намерены «развенчать» картину и заодно ее автора. И еще как развенчать. Волошин, по меткой оценке Ходасевича, был «великий любитель и мастер бесить людей».
Однако будем справедливы. Первым «начал» Репин. Он срочно приехал в Москву, узнав о происшествии. (Репин жил в Пенатах близ Петербурга.) Приехал, чтобы изучить повреждения и заняться реставрацией. Конечно, давал интервью. В газете «Утро России» прозвучал его страстный монолог: «Для меня гораздо важнее идейная сторона вопроса. То, что произошло, быть может, является одним из результатов того движения, которое мы замечаем сейчас в искусстве, где царят так называемые "новаторы" в искусстве, всевозможные Бурлюки и т.д., где раздаются их призывы к "новому" искусству, к уничтожению искусства старого… Все это может соответственным образом настроить толпу, вызвать стремление к борьбе со всем тем, что дало наше старое искусство с его сокровищами».
Так что диспут был во многом ответом Репину от «новаторов». Тем большим сюрпризом для Волошина стало известие, что в зале сам Репин. (Ему в тот момент было уже почти семьдесят.)
Узнав об этом, Волошин спросил, где же он. Ему показали на человека в амфитеатре. Дело в том, что Волошин не знал, как выглядит знаменитый художник. Дальше — слово Волошину, позже он сам подробно описал этот дивный вечер и его последствия:
История Ильи Зданичева требует раскрытия, больно интересный получился футурист.
Картина Репина уже много лет оказывается предметом нападений.
В 2013 году к министру культуры Мединскому обратился православный предприниматель Бойко-Великий с просьбой убрать картину Репина из Третьяковской галереи, а в 2018 картина вновь подверглась нападению фанатика, посчитавшего ее оскорблением чувств верующего. Неужто от футуризма до религиозного фанатизма всего один шаг?
Несколько слов об участниках диспута.
Максимилиан Волошин будет жить в Коктебеле. Писать картины, сочинять стихи и принимать там художников и поэтов, в годы Гражданской войны спасать людей от красного и белого террора. Вот окончание его стихотворения "Доблесть поэта":
"В дни революции быть Человеком, а не Гражданином:
Помнить, что знамена, партии и программы
То же, что скорбный лист для врача сумасшедшего дома.
Быть изгоем при всех царях и народоустройствах:
Совесть народа — поэт. В государстве нет места поэту."
Давид Бурлюк эмигрировал, умер в США, после смерти Сталина побывал в СССР. Его брат Владимир, художник-футурист, погиб на фронте в 1917 году, а другой брат Николай, поэт-акмеист, в 1920 году был расстрелян по приговору "тройки" в превентивных целях за то, что был офицером.
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова эмигрировали, жили и умерли во Франции.
Наталья Гончарова была из рода Гончаровых, полной тезкой и родственницей жены Пушкина. Дружила с Мариной Цветаевой, писала ей стихи:
"Конечно, мы сестры с тобой,
Но не по отцу, не по матери,
А по тополю белому,
По тени, что падала
Утром и вечером
На твой двор и мой..." («Конечно, мы сестры с тобой…» НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА И МАРИНА ЦВЕТАЕВА: СКРЫТЫЙ МИР ПОЭЗИИ НАТАЛИИ ГОНЧАРОВОЙ | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» (tg-m.ru)
Марина Цветаева написала о ней: "Вся Гончарова в двух словах: дар и труд. Дар труда. Труд дара" (Наталья Гончарова (жизнь и творчество). М.: "ТЕРРА" С. соч. Том 4.1., стр. 129.
Статья подействовала успокаивающе по контрасту - только что ожесточено спорила со знакомым о "Путин-Навальный" и после прочтения статьи поняла, что в нашем споре не было мордобоя. Эт хорошо
Очень интересно!