Нацистское приветствие в школе

Нацистское приветствие в школе

Scherl / Global Look Press

Умберто Эко в своих «Четырнадцати признаках фашизма» упоминал о культе смерти. «Каждого воспитывают, чтобы он стал героем», — писал итальянский философ. Почти все диктатуры в мировой истории пытались «правильно» подготовить растущее поколение. Одни ограничивались запретами конкретной музыки или одежды, другие требовали участия молодежи в официальных церемониях, третьи шли гораздо дальше.

Ярким примером систематической промывки мозгов детям и подросткам стала нацистская Германия 1930-х годов. «Кому принадлежит молодежь, тому принадлежит будущее», — повторял рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс. И именно политическая накачка немецких школьников как нельзя лучше раскрывает идеологическую ничтожность германского нацизма. Под видом патриотизма и веры в высшие идеалы режим пытался скормить детям банальные ксенофобию, милитаризм и преклонение перед вождем.

Многим из своих молодых граждан гитлеровская диктатура не успела предложить ничего другого. Ведь сотни тысяч выросших при нацизме немцев так и не вернулись домой с фронтов Второй мировой войны.

Автор материала осуждает нацизм, нацистские преступления против человечества и любые попытки их реабилитации.

От постимперского ресентимента — к обыкновенному нацизму

Немецкий нацизм (национал-социализм) представлял собой сложный феномен. Он обладал множеством специфических атрибутов и никогда не был целостной философией вроде либеральной или марксистско-ленинской. Но сама модель создания такой синкретической «идеологии ненависти» и прихода ее адептов к власти выглядит вполне жизнеспособной.

Сердцевиной национал-социализма стали несколько псевдонаук и теорий заговора. Сюда вошли расовый антисемитизм, евгеника, социал-дарвинизм, «арийская идея», учение о «крови и почве», вера в существование острова Туле, «германской Атлантиды» и другие подобные положения. Еще в XIX веке их разделяла совсем небольшая часть немцев, в то время как большинство сограждан игнорировали эти сомнительные выдумки.

После Первой мировой войны к уже существовавшим теориям заговора добавились еще две связанные между собой концепции. Первая гласила, что для Германии, в отличие от ее противников, участие в проигранном конфликте 1914–1918 годов носило справедливый характер. Поэтому и тяжелый для немцев Версальский договор 1919 года оскорбителен вдвойне. Вторая же теория утверждала, что страна выигрывала войну до тех пор, пока тыловые предатели не нанесли «удар ножом в спину» героической армии.

Обе концепции очевидно искажали реальность. Германия так же, как и державы Антанты, воевала за расширение территории на континенте и захват заморских колоний. А конечное поражение осенью 1918 года стало неминуемым гораздо раньше: страна с ограниченными ресурсами и слабыми союзниками не могла вести затяжную войну на нескольких фронтах одновременно. Версальский мир действительно наложил на Германию выплату огромных репараций, лишил ее ряда земель и ограничил вооруженные силы. Но немцы игнорировали, что в случае своей победы навязали бы британцам и французам примерно такие же условия.

В 1920-х годах Адольф Гитлер и его НСДАП, Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei), собрали воедино старые и новые популистские мифы. Выходило, что только сильная власть вождя объединит всех немцев в настоящем народном государстве, освободит его от засилья евреев и обеспечит господство над всем миром, которое и предназначено «арийской расе».

Гитлер и члены нацистской партии, 1930 год

Bundesarchiv, Bild

В марте 1933 года после долгой борьбы нацисты стали партией власти. К осени того же года они полностью демонтировали прежние демократические порядки: многопартийность, независимость судов и СМИ, свободу для любых общественных организаций, федерализм и местное самоуправление. Началась и перестройка системы образования — в полном соответствии с нацистской идеологией.