Unsplash.com

Ящик шампанского и первые разочарования

Ступенькой на пути к созданию самой важной, как ее называет журнал Nature, вакцины в истории — мРНК-вакцины против ковида, — стали эксперименты с матричной РНК американского биолога Роберта Мэлоуна в конце 80-х годов прошлого века. Мэлоун, который сегодня называет себя изобретателем мРНК-вакцин, тогда предположил, что технология доставки мРНК в клетки мышей при помощи липосом может стать основой для альтернативного подхода к разработке вакцин. Но крайняя нестабильность молекулы и неэффективность ее доставки стали причиной скептического отношения и даже невнимания научного сообщества к этому предложению.

Эксперименты продолжил Пол Криг, ученый из Аризонского университета. Несмотря на то, что он и биологи Дуглас Мелтон, Том Маниатис и Майкл Грин из Гарвардского университета, в 1984 году нашли способы получения биологически активной мРНК в лаборатории — метод, который почти без изменений применяется и сегодня — о создании мРНК-вакцин тогда серьезно никто не думал, и синтез мРНК рассматривался как исследовательский инструмент.

«РНК имела репутацию невероятно нестабильной», — вспоминал позже Пол Криг, объясняя, почему в Гарварде не стали патентовать технологию. Тогда исследователи просто передали свои разработки компании Promega Corporation, получив скромные гонорары и ящик шампанского «Вдова Клико».

Американский фармацевтический гигант Merck & Co готовился разрабатывать мРНК-вакцину против гриппа в начале 1990-х, но компания быстро отказалась от этих планов. «Осуществимость и стоимость производства заставили нас остановиться», — объяснил Джеффри Ульмер, бывший исследователь Merck. Так же поступила и французская Transgеne, проводившая похожие исследования.

Unsplash.com