Garagemca / https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/
27-го, в субботу, поздним вечером я узнал о том, что умер Илья Кабаков — выдающийся художник, один из остроумнейших людей своего поколения, мудрец, работяга, блистательный собеседник.
А с утра пораньше мне стали звонить из каких-то изданий и строгим голосом, не терпящим возражений, спрашивать: «Вам когда удобно, чтобы оператор с камерой к подъехал? И скажите заодно ваш адрес. Или куда ему приехать?»
«Куда приехать? Зачем?» — не успев толком проснуться, спрашиваю я, причем довольно безвольно. «Ну, ведь знаете, конечно, что Илья Кабаков…» — «Знаю, да». — «Вот я и спрашиваю куда и когда…»
Не успев ничего ответить, я стал нажимать на педали полусонной памяти, я стал искать какие-то слова, я стал ловить за хвост эту самую память, а она предательски забивалась в какие-то темные углы.
В общем, я уклонился от визита оператора с камерой со всей той решительностью, на какую оказался способен в эту пору суток.
Я действительно с ужасом понял, что мне совсем, просто совсем нечего сказать о человеке, с которым я был много лет знаком, а в какие-то годы виделся и общался с ним довольно часто и вообще был с ним на ты.
Видимо, тот Кабаков, который умер только что, тот канонизированный и титулованный Кабаков последних десятилетий, хотя и был, разумеется, очень уважаем мною, но он явно не был совсем тем же самым человеком, с которым я познакомился в один из летних (вот, запомнил!) дней 1975-го года.
Кто меня привел к нему, я не помню. Но помню, что Илья в тот раз демонстрировал свои знаменитые альбомы, которые произвели на меня сильнейшее впечатление. Причем не только сами по себе, хотя и это тоже. Я тогда поразился и обрадовался удивительному совпадению. Я в ту пору сочинил как раз свои самые первые картотеки, какими-то чертами, признаками и общим отношением к ритму схожие со структурой кабаковских серий, и я, благодаря им, этим сериям, поверил в правомочность своих собственных опытов.
Я стал захаживать в эту впоследствии прославленную мастерскую в знаменитом доме Акционерного общества «Россия» на Сретенском бульваре. Я стал бывать в этой мастерской, которая, наряду с еще несколькими мастерскими друзей-художников, стала для меня и для многих других бесконечно повторявшимся и всякий раз поразительным и захватывающим путешествием в сторону ускользающего времени.
Мастерская Кабакова, мастерская Эрика Булатова и Олега Васильева на Чистых прудах, мастерская Виктора Пивоварова на Маросейке, мастерская Гриши Брускина на площади Маяковского…
В разных интервью, когда заходит речь о нашем коллективном и персональном быте тех лет, я всякий раз говорю об особенной, бесконечно утешительной практике хождений по мастерским. Они, эти мастерские, были и галереями, и клубами, и литературными салонами, и чем угодно еще. Они казались надежными убежищами от кислой и ржавой атмосферы «развитого социализма». Попадая туда, мы ощущали, что жизнь существует и что она сильнее и, главное, реальнее смерти.
Global Look Press via ZUMA Press
Илья был, повторяю, блистательный собеседник, наделенный литературным даром, ничуть не меньшим, чем даром пластическим. Он был бесконечно изобретателен и постоянно менял манеры и жанры при том, что умудрялся быть всегда узнаваемым.
Он один из первых неофициальных художников, кто сознательно рефлексировал на ублюдочную эстетику советского быта, понимаемую как уникальную и универсальную. Он был с детства крепко травмирован ею и, соответственно, ею же и вдохновлен.
В отличие от друзей, работавших в пространстве соц-арта, он реагировал не на идеологические знаки и символы эпохи, не на гербы, портреты, знамена, лозунги и плакаты, а на экзистенциальные «приметы времени». Из этих примет, он бережнее всего относился к тем, которые возвращали его и, соответственно, его зрителя в тяжелое военно-послевоенно-коммунально-дворовое детство.Этот яркий и незатухающий мотив всего его творчества был мне необычайно дорог и, что главное, необычайно близок, близок до иллюзии физических ощущений.
В те годы, что он жил в Европе и Америке, я виделся с ним довольно редко. Мы бегло встречались в разных городах и странах, где совпадали случайно. Помню, например, как мы встретились в середине 90-х Берлине, где я жил тогда некоторое время.
Он позвонил, потом зашел ко мне домой. Потом мы где-то вместе пообедали. Потом он сказал, что вечером у него открывается выставка в такой-то галерее, и ему там надо кое-чего доделать. Предложил заехать туда вместе. Я согласился, почему нет.
В те годы, в годы проповедуемой им «Тотальной инсталляции», он и занимался в основном инсталляциями. В тот раз инсталляция являла собой пространство некой арт-галереи, подвергшейся накануне погрому, учиненному неизвестными вандалами. Пространство представляло собой перевернутые стулья, кучки битого стекла, сорванные со стен картины, специально написанные Ильей для выставки — такие как бы среднестатистические советские портреты-пейзажи. На полу валялась сорванная с потолка люстра. Ну, и так далее.
Мы пришли. В общем-то, все было более или менее готово. По крайней мере с моей точки зрения. Но Илья на моих глазах передвигал многократно на сантиметр-другой перевернутый стул, каким-то только ему понятным образом организовывал посредством веника кучку битого стекла. Большую часть времени он потратил на то, — я клянусь, что не вру, — чтобы входная дверь, висевшая на одной петле, была полуоткрыта под правильным углом. Он бесконечно долго приоткрывал и закрывал эту злополучную дверь, добиваясь какого-то единственно правильного градуса ее полу-открытости.
Я стал свидетелем того, какой степени перфекционизм требуется от ответственного художника, вознамерившегося соорудить идеальный хаос.
А в последние лет десять или дольше мы и вовсе не виделись.
Я, когда мог, приходил на его выставки, но личных встреч не получалось.Так что я не очень-то знаю, какой именно Илья Кабаков покинул этот свет в прошедшую субботу. Тот ли, из московской андеграундной нашей счастливой и любопытной жизни, или другой, которого я и не очень-то знал.
Кто из них умер? Впрочем, для меня — никто.