Акция протеста в поддержку Палестины в Малаге, Испания, 13 октября 2023 года

Акция протеста в поддержку Палестины в Малаге, Испания, 13 октября 2023 года

Jesus Merida/Keystone Press Agency/Global Look Press

Перемирие в Секторе Газа закончилось, возобновились бои. Но это лишь видимая часть конфликта. Параллельно идет информационная война между сторонниками ХАМАС и сторонниками Израиля. О том, кто делает фейки про палестино-израильский конфликт, кто их опровергает, как определить недостоверную информацию и бороться с ней, Republic поговорил с журналистом-расследователем Алексеем Ковалевым.

«Поддержка Палестины западными левыми движениями — это не всегда поддержка Палестины отдельно, а поддержка всех «прогрессивных» сил на планете»

На улицах городов в западных странах продолжаются масштабные акции протеста в поддержку палестинцев. Протестующие требуют «освободить Палестину» и прекратить военные действия израильтян в Секторе Газа. Как вы это объясняете?

— Стоит учитывать, что поддержка Палестины — это международный бренд с гигантским числом сторонников по всему миру. Организация освобождения Палестины (ООП) начиная с 1960-х годов проводила во многих странах кампанию международной солидарности, последовательно включая себя в глобальный контекст национально-освободительных движений. Делегации ООП ездили по странам Европы и наводили контакты со студенческими протестными группами, и наоборот. Например, афроамериканский исламский лидер Малкольм Икс ездил на Ближний Восток, встречался с лидерами ООП, а вернувшись в США, пропагандировал идеи свободной Палестины среди своих сторонников. Не в последнюю очередь благодаря его активности много десятилетий спустя лидеры и отдельные организации движения Black Lives Matter безоговорочно поддерживают Палестину, или прямо ХАМАС, и выступают против действий Израиля.

Чаще всего ООП и их союзники ориентировались на радикальные левые студенческие движения, особенно в Европе.

Здесь надо отметить, что до определенного момента левые движения в Европе рассматривали Израиль как успешный социалистический эксперимент. Европейские студенты ездили туда, чтобы посмотреть, как устроены кибуцы, набраться опыта самоорганизации.

К тому же у многих в Европе еще были свежи в памяти чудовищные кадры Холокоста, поэтому левые, особенно западногерманские, поддерживали новое еврейское государство по умолчанию, в том числе потому, что ГДР официально придерживалась противоположной, советской политики антисионизма.

Но после шестидневной войны 1967 года в этот процесс вмешались пропалестинские активисты и стали показывать другую сторону Израиля: мол, посмотрите на оккупацию Голанских высот, на лагеря палестинских беженцев. И у многих европейских левых на этой почве произошел в сознании перелом. Они решили для себя, что находятся на неправильной стороне истории: настоящая национально-освободительная борьба — это борьба за свободу Палестины. К тому же ООП поддерживала коммунистические режимы, с которыми они были солидарны СССР, Китай и Куба.