Сегодня нередко можно услышать о том, что кризис закончился, паниковать не стоит, все уже позади. Такая точка зрения имеет право на существование, тем более, что есть, по меньшей мере, три причины, которые дают основание полагать, что нам удастся пережить трудные времена без особых социальных потрясений. Во-первых, цены на нефть заметно подросли, и, возможно, этот рост продолжится. Во-вторых, долготерпение российского населения беспредельно. Даже не получая заработную плату по полгода, люди не выходят на митинги и демонстрации, а пытаются спастись, массово выезжая на дачные участки, чтобы подготовиться к трудной зиме. В третьих, традиционная надежда на авось: «А вдруг пронесет, и скоро все само закончится?». И что самое интересное, регулярно «проносит». Однако пока нет никаких гарантий, что нынешний кризис не станет исключением из этого правила. Чем дальше от центра Москвы, тем драматичнее картина. Количество предприятий, работающих с прибылью, существенно сократилось, многие на грани банкротства или уже банкроты. Изрядно подорванное финансовое положение предприятий не мотивирует банки брать на себя риски и усугубляет проблему с финансированием. Безработица, особенно скрытая, нарастает. Возможности региональных бюджетов по оказанию помощи пострадавшим предприятиям снижаются день ото дня. Это уже не глобальный, это наш, отечественный кризис, с глубоко национальной спецификой. И этот кризис требует пристального внимания и активных антикризисных действий властей. Очевидно, что антикризисная программа правительства в таких условиях должна способствовать преодолению кризиса, должна быть направлена на решение проблем, вызванных кризисом, и минимизировать риски возникновения подобных проблем в будущем. Другими словами, антикризисные меры должны быть, в первую очередь, сфокусированы на устранении причин, вызвавших кризис. Вследствие глобального финансового кризиса российская экономика столкнулась с двумя проблемами. Во-первых, сжатие спроса – как вследствие падения доходов экспортеров сырья, так и в результате общего замедления экономики. Во-вторых, ограниченный доступ предприятий к финансированию. Следствием влияния этих двух факторов стал резкий спад деловой активности, существенное ухудшение финансового состояния предприятий и сокращение доходов бюджетов, населения и корпораций. В свою очередь, сокращение доходов послужило причиной дальнейшего падения спроса на потребительском и корпоративном рынках. Спираль кризиса начала ввинчиваться, загоняя экономику в штопор. Если это так, то главное, на чем должны быть сконцентрированы усилия и ограниченные ресурсы правительства, – это предотвращение спада деловой активности в экономике! Во-первых, за счет программ стимулирования спроса и расширения доступа к финансированию. Во-вторых, за счет поддержки предприятий с целью сохранения прибыльности их операций в условиях сократившегося спроса. Все нужные меры давно известны: контроль над тарифами монополий, налоговые послабления, снижение стоимости финансирования, обеспечение свободы конкуренции, контроль над инфляцией и сокращение неэффективных расходов бюджета. Самое негативное из социальных последствий кризиса – рост безработицы. Рабочие места – единственный источник существования для большинства граждан нашей страны и наиболее значимый фактор риска социальных потрясений. При этом обеспечить занятость можно только двумя способами: сохранить рабочие места там, где это сегодня возможно и экономически оправданно, и создать новые рабочие места, обеспечив эффективную миграцию занятых. Причем возможность сохранения рабочих мест опять же зависит исключительно от уровня деловой активности. Создание же новых рабочих мест, тем более в условиях кризиса, требует не только прямых бюджетных расходов на реализацию государственных проектов и программ, но и интенсивного привлечения прямых частных инвестиций, а также поддержки предпринимательства. Вроде бы с адекватным пониманием причин возникновения кризиса в экономике особых проблем нет. Механизмы происходящего достаточно просты, и для их понимания не требуется «семи пядей во лбу». И с тем, чтобы сформулировать перечень антикризисных мер, не было никаких проблем. Они общеизвестны. Пара специалистов с успехом сформировали бы исчерпывающий перечень антикризисных мер за неделю. Во-первых, можно посмотреть лучшую практику других стран, а она обширна и доступна. Во-вторых, можно опросить регионы, там достаточно новых идей, которые могли бы быть с успехом применены в масштабах страны. Задача состояла не в том, чтобы определить меры, а в том, чтобы определить приоритеты, выбрать наиболее значимые и эффективные из них с учетом ограниченных ресурсов и времени. Тогда возникает вопрос: почему наше правительство после нескольких месяцев дискуссий выпускает документ под названием «Программа антикризисных мер», который к решению проблем кризиса имеет весьма отдаленное отношение? Это не программа действий, направленная на решение главных проблем, вызывавших и питающих кризис, а, скорее, политический документ, напоминающий предвыборную программу какой-то партии. Но у нас не выборы, на дворе кризис! Конечно, важно выполнять социальные обязательства перед населением, но какое отношение это имеет к ликвидации причин кризиса? Правительство должно выполнять свои социальные обязательства всегда, будь то кризис или нет. Есть набор понятных критериев, по которым можно оценивать любую антикризисную программу. Например: * степень положительного воздействия каждой предложенной меры на деловую активность (стимулирует спрос, обеспечивает доступ к финансированию или позволяет оптимизировать издержки экономических субъектов); * влияние на сохранение или создание новых рабочих мест; * возможность достижения эффекта в короткие сроки (время – наиболее критичный ресурс во время кризиса); * эффективность затрат бюджета (достижение максимального эффекта минимальными вложениями); * вероятность успешной реализации инициативы, с учетом ресурсных и организационных ограничений. Но если попытаться оценить предложенные правительством антикризисные меры по таким критериям, то выясняется, что из всего предложенного перечня действительно направлены на предотвращение кризиса или его последствий не более 20% инициатив. Налицо еще одна проблема – очень низкая скорость принятия решений. Время в условиях кризиса – самый критичный фактор, сегодня один день идет за десять. Бесконечные бессмысленные дискуссии и согласования только создают видимость демократичности процесса. В это время ситуация в экономике ухудшается с каждым днем. В результате, мало того, что принимаемые решения низкого качества, они еще и изрядно запаздывают. Третья проблема состоит в том, что принятые правительством решения исполняются плохо или не исполняются вообще. Даже если не затрагивать проблемы с реализацией таких инициатив, как предоставление госгарантий и кредитование промышленности, есть простой вопрос: почему практически никогда не исполняются в срок даже те бюджетные решения, которые уже давно приняты и одобрены на уровне президента и премьера? Скольких проблем и реальных трагедий можно бы было избежать, если бы деньги, хотя бы по госзаказам, поступали на предприятия и в региональные бюджеты в срок и в полном объеме? От кого реально может получить поддержку российский бизнес в условиях кризиса? От региональной власти? Безусловно, региональные власти могут сделать многое, особенно с точки зрения моральной поддержки и стимулирования предпринимательства. Но наша система межбюджетных отношений и распределения ресурсов такова, что полномочия регионов слишком ограничены, чтобы всерьез влиять на ситуацию. Стимулирование спроса, доступ к финансированию, возможность предоставлять налоговые льготы, контролировать тарифы монополий и определять значения учетной ставки за пределами их компетенции. Именно поэтому все взоры и надежды обращены на федеральную власть. Вот тут бы и навалиться со всей, так долго и успешно создаваемой, «вертикалью». Но, к сожалению, пока оснований для оптимизма не так много, как ожидалось. Бизнес, за исключением нескольких предприятий, которые правдами или неправдами смогли дотянуться до спасительной руки премьер-министра, деморализован. И чем дольше длится это состояние неопределенности и безнадежности, тем все более осложняется ситуация, тем меньше шансы отойти от черты.