
Препровождение женщин легкого поведения в больницу Сальпетриер. Картина французского художника Этьенна Жора́ (1757). В начале Нового времени знаменитый парижский госпиталь выполнял также функции женской тюрьмы и приюта для маргинализированных женщин, включая психически больных, бездомных и проституток.
В издательстве Аd Marginem вышел новый перевод книги знаменитого французского философа, историка и теоретика культуры Мишеля Фуко (1926–1984) «История безумия в классическую эпоху». В основу книги легла докторская диссертация Фуко, которую он написал, проработав несколько лет в психиатрических больницах.
Из издательской аннотации: «История безумия в классическую эпоху» (1961) — это попытка проанализировать и интерпретировать представления о сущности сумасшествия, бытовавшие в европейской культуре XVII-XIX веков, предпринятая, чтобы обнажить генеалогию психиатрической практики XX века. Фуко, обращаясь к средневековым медицинским трактатам, народным суевериям прошлого и литературным образам, задается вопросом, как менялось представление о безумии и отношение к нему в обществе. Как безумие стало болезнью, подлежащей специализированному лечению? Как появился на свет человек разумный, взявшийся судить безумного?
С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент главы «Мир исправительных работ», в которой автор прослеживает связь между «безумием» (душевными заболеваниями), «нетрадиционным» сексуальным поведением и венерическим заболеваниями, прочно установившуюся в обывательском и медицинском сознании в начале Нового времени.
А Мишель Фуко еще известен тем, что создал идеальную тюрьму "Паноптикум" , когда заключенные знают, что они постоянно под наблюдением, но не знают, когда, то есть практически всегда. Правда, он ее так и не воплотил, но уж очень хотел даже сам быть надзирателем. Однако, сейчас есть интернет, который за всеми следит и никто не знает, когда именно. Вот и воплотили
"Именно теперь, и только теперь, выработан весь церемониал очищения, в котором наказание плетьми, традиционные медицинские препараты и таинство покаяния соединяются во имя единой цели. Именно теперь отчетливо проявляется тенденция карать, причем карать каждого отдельного человека." Какое замечательное сочетание, прямо за злобу дня!