о таможенных пошлинах:
Я с самого начала знал, что 9 месяцев – срок технический, обычный, стандартный, и это не временное явление. У России существуют договоренности с Евразийским экономическим сообществом о том, что решения принимаются в течение 9 месяцев, после чего они могут быть продлены еще на 9 месяцев, либо оставлены на постоянной основе, либо отменены. Так что все отнюдь не так, как поняло большинство обывателей: на 9 месяцев ввели, а потом отменили.
Я скептически отношусь к докладу Минпромторга, особенно учитывая те примеры по таможенным сборам, которые в нем приведены. Сейчас импорт автомобилей б/у практически умер, прекратился. Я не думаю, что баланс так прекрасно выглядит, что наш федеральный бюджет поступается теми доходами, которые шли только с Дальневосточной таможни за счет импорта поддержанных автомобилей. Это очень оптимистичный доклад, честно говоря. Однако этот общий оптимистичный тренд ни в чем не убеждает, особенно после сообщений о том, что происходит на «ИжАвто» и «АвтоВАЗе».
Тенденция вливания средств в акционерные общества, которые имеют собственников, порочна: 25 млрд руб., которые растворились в воздухе, ушли со скоростью звука. Рабочих увольняют, конвейер останавливают, – так что не являются пошлины глотком воздуха, и не явятся. Нет реструктуризации на ВАЗе, в то время как топ-менеджеры получают сумасшедшие деньги, а зарплата инженера на ВАЗе, по нашим данным, составляет от 8 000 до 12 000 руб. Но инвестиций они все равно не видят, потому что руководство завода распоряжается деньгами не лучшим образом.
Деньги, которые «АвтоВАЗ» собирается просить, в очередной раз уйдут так же, как и 25 млрд руб. Конечно, там остается социальный вопрос, они боятся социальной дестабилизация в данном регионе, но опять же, вправе ли мы направлять госсредства в акционерную структуру, у которой существуют неэффективные собственники? Людей, конечно, жалко, но параллельно ведь нужно разрабатывать систему социальной адаптации. Пока же деньги, которые выделяются на «АвтоВАЗ», – идут в топку.
Повышение пошлин – это определенно политический шаг в зачистке поля конкуренции в угоду персональным интересам. И ничего хорошего из этого не получится. Не то чтобы я не верю цифрам Минпромторга, но сомнения у меня есть. Заводы не блещут, и это подпорка в виде пошлин сыграла только одну роль, а именно: снизила возможность иметь свободу выбора, возможность иметь тот автомобиль, который по вкусу. Ошибка Минпромторга была в том, что они ужали интересы автопотребителей. И я думаю, что это был шаг неправильный.
Я думаю, что здесь нужно смотреть на опыт других стран, где делают все для оживления спроса, поскольку спрос – это двигатель, реаниматор экономической ситуации. У нас происходит наоборот: цены постоянно повышают, а возможности выбора искусственно ограничиваются. Немцам, испанцам и другим европейцам платят 1500 – 2500 евро, причем не только за национальный продукт. И люди покупают. Если бы «АвтоВАЗ» отдал эти 25 млрд руб. покупателям по 50 000 руб., то хватило бы, если я не ошибаюсь, на 500 000 автомобилей, и тогда они смогли бы хотя бы с поставщиками рассчитаться – цепочка бы ожила. Но у нас, по сути, выдают безвозвратный кредит, даже без наличия бизнес-плана, – во всяком случае, общественность этот бизнес-план не видела.
Я не думаю, что в следующем году ситуация изменится, хотя все будет зависеть от общей экономической ситуации. Отсутствие конкуренции не стимулирует повышение качества продаж, поэтому «АвтоВАЗ» не будет думать о повышении качества своей продукции. Локализация у иностранных заводов маленькая, если китайцы за год – два переходят на 100% локализацию, то у нас – ничего подобного. Получается, что иностранные заводы таким образом просто уходят от налогов, гонят деньги «за бугор», а мы в результате что имеем? Нас используют как третьи страны, никакого технологического прогресса здесь не происходит.
Что касается возможных митингов, мы перешли от «уличной» политики к переговорным процессам. Народ стал менее активным с точки зрения социально-политической активности, все силы сейчас брошены на выживание. Митинги, пикеты, куда придет 30, 50 или 100 человек, в течение года возможны. По «праворулькам» народ уже смирился: «Зубр» пригнали самолетом, побили, в том числе и журналистов, – все притихли. Половина понимает, что пошлины будут продлены, другая, наивная половина будет разочарована через 2 – 3 дня. Петля на секонд-хенде практически затянута. Те, кто работал на рынке ввозном, а это не только перегонщики, но и докеры, железнодорожники, работники мотелей, автосервисов и пр. участники инфраструктуры – все они остались без работы. Как сообщают наши источники, с Дальнего Востока люди уезжают, происходит маргинализация населения: участились кражи, разбойные нападения в небольших населенных пунктах. Это крайне опасная тенденция и вопрос не столько автомобильного, сколько национального масштаба.
Мы со своей стороны, предлагали Минпромторгу конкретную программу: если не вернуть, то дать преференции по пошлинам пяти категориям транспортных средств, для которых в России конкуренции не появится еще лет пятьдесят, а то и сто. Это полноприводные автомобили, микроавтобусы, минивены, гибриды, микрокары с двигателем менее 1л. Эти автомобили с нашими конкурировать просто не будут. К сожалению, наше предложение понимания не нашло. Если социальное неудовольствие будет выражено, возможно, будет повод вернуться к этому вопросу.
«Петля на секонд-хенде практически затянута»
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Лидер общественного движения «Свобода выбора», член Экспертного совета при Комитете по транспорту Госдумы РФ Вячеслав Лысаков
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...