об итогах первого года кризиса:
Зимой мы прошли самый тяжелый период – замораживание проектов, отсутствие средств для погашения задолженностей. В очень ограниченное время было очень много изменений на рынке. И это было тяжело, поскольку и изменения все негативные. Не возникало новых возможностей. Точнее, казалось, что они есть: а может, вот это выстрелит, давайте вот то попробуем. И ничего не получалось, никаких новых возможностей зарабатывания денег за этот год создано не было. Вот это – основной негативный результат кризисного года. Это касается и девелопмента, и недвижимости, и франчайзинга в недвижимости, проекта dom.ru.
Когда большие активы, весь бизнес строился на оптимистичных ожиданиях роста, то, естественно, компании были закредитованы. По сути дела, все это время мы пытались реструктуризировать эти кредиты. Теперь мы можем сказать, что практически все кредиты погасили. Все, что осталось, до конца года погасим окончательно. С точки зрения финансов, денежных потоков – это оздоровление бизнеса. В следующем году, я думаю, нам будет полегче. Не будет уже платежей безумных, которые мог выдержать только очень прибыльный бизнес, каким он был.
Субъективно я, как многие владельцы бизнеса, был ориентирован на развитие, на поиск новых возможностей, на их реализацию, на поиск способов зарабатывания денег, удовлетворения потребностей каких-то. А вот это в кризис вообще не нужно никому. Возможностей либо очень мало, либо их нет, либо я их не нашел. В результате, что получается, возможно, потому что я целый год занимался разгребанием проблем. Изменение экономической конъюнктуры выявило неспособность бизнеса существовать в прежнем виде и необходимость изменений. Это связано и с ликвидностью, с уменьшением маржи и прибыли, со снижением спроса, отсутствием кредитования. И когда ты по 10 часов в сутки занимаешься решением проблем, то к концу недели, месяца, квартала у тебя создается ощущение истощенности. Это ощущение, что ты занимаешься не тем, чем любишь, а тем, чем должен.
К кризису очень мало кто был готов, единицы, я думаю. Наиболее консервативные компании, с наиболее медленным ростом и развитием, оказались в выигрыше. Говорить, что руководители компаний, которые росли быстро, в том числе и я, ошибались – это неправильно. Если всю жизнь бояться кризиса, то ты так и останешься на каком-то очень низком уровне. Если мысленно возвращаться в прошлое и думать: если бы знал, что будет кризис, то поступил бы по-другому, – то таких моментов масса будет. Но говорить, что это были ошибки, нельзя, потому что в тот момент я действовал лучшим образом, исходя из прогнозов, текущей ситуации. Я бы ошибками это не назвал.
Безусловно, были личные просчеты, которые я допустил как владелец и как менеджер. Недостаточно четко что-то сделал. Но это никак не связано с кризисом, такие ошибки допускает каждый руководитель, в течение каждого года, не только кризисного. Это неизбежно, ты не сможешь всегда соблюдать баланс плюсов и минусов при каждом решении. Важно, чтобы в общей сумме плюсов от твоих решений за год было больше. Но весь год состоит из прорывов и ошибок, и это нормально. У меня нет иллюзий о всемогуществе и о том, что я всегда прав. Я знаю, что у меня есть право на ошибку и с удовольствием ошибаюсь.
Количество проблем и борьба с ними конечны. Если успешно борешься, то и количество проблем уменьшается. Сейчас уже проблем на порядок меньше, чем было, до конца года еще уменьшится. Я считаю, что мы оказались в условиях новой экономической реальности. На текущем уровне спроса и предложения мы продержимся долго. я не ожидаю катастроф и дальнейших падений, но и быстрого роста и восстановления я тоже не жду. Я считаю, что пройдут годы, прежде чем что-то изменится. И к прошлому уже ситуация не вернется. Потребление изменилось у людей. Из-за кризиса, безденежья, безработицы, тревоги. Люди стали более консервативны и разборчивы в том, что им нужно. И тратить излишки денег на то, что им не нужно, они не готовы. Если раньше многие бизнесы существовали за счет импульсивности покупателя, то сейчас, мне кажется, вот эти все бизнесы либо умерли, либо умирают, либо вымрут вообще. Мне кажется, что сейчас рациональная позиция ценового преимущества выходит на первый план. Когда денег много и они не важны, то мы все говорили об эмоциональной привязанности, о том, что важно рассказывать людям истории, воздействовать на их души и так далее. Ключ к успеху в течение ближайшего года – это просто более низкие цены.