Москва все-таки лелеяла надежду, что победивший на президентских выборах Виктор Янукович возьмет курс на присоединение к Таможенному союзу (ТС) России, Казахстана и Белоруссии. Ведь во время предвыборной кампании он вроде бы обещал вступить в ТС. Этого оказалось достаточно, чтобы российский президент Дмитрий Медведев уже через несколько дней после официального окончания подсчета голосов в Киеве дал поручение Федеральной таможенной службе РФ проработать вопрос подключения Украины к данной организации. И соответствующая работа, по признанию главы ФТС А. Бельянинова, уже велась. Известная народная мудрость гласит: «обещать – не значит жениться». В большой политике отказ от первоначальных обещаний – явление даже более распространенное, чем в личных человеческих отношениях. Так произошло и на этот раз. Об изменившейся позиции Януковича после его избрания на высший пост сообщила замглавы президентской администрации Ирина Акимова. Таможенный союз, сказала она, будет очень сильно осложнять членство Украины в ВТО, поэтому ни сегодня, ни завтра вопрос о вступлении Украины в ТС стоять не может. Четко и ясно. Причем сказано это было перед визитом В.Януковича в Москву. Но, может быть, в Кремле и Белом доме как-то не совсем расслышали важное разъяснение главы президентской администрации Украины или не придали ему значения? В общем, в Москве Януковичу со всей прямотой, присущей премьеру Владимиру Путину, было предложено вступать в Таможенный союз. Надо отдать должное деликатности и дипломатичности реакции нового президента Украины. Понимая, что его уважаемый российский собеседник не очень привык к тому, чтобы от его предложений отказывались, Янукович сделал вполне мягкое вступление. Перед Украиной стоит непростая задача – догнать Россию, сказал он, пояснив, что во время кризиса падение украинской экономики вдвое превысило спад российской. И далее добавил: «Думаю, что российский народ еще не понимает до конца той цены стабильности, которая есть в России». Ну разве не бальзам на душу Владимира Путина? Переходя ближе к сути дела, Янукович заверил российского визави, что на сегодняшний день тема вступления Украины в Единое экономическое пространство (ЕЭП) является актуальной, но она требует дополнительных усилий. «Мы вообще не знаем, – признался руководитель Украины, – насколько глубоко в этом процессе продвинулись наши партнеры— Россия, Белоруссия и Казахстан. Во всяком случае, наши специалисты уже работают над этим вопросом». И в заключение, понятно, что Янукович не мог не повторить аргумент главы своей администрации: вхождение Украины в это ЕЭП, а следовательно, и в Таможенный союз, возможно только на условиях ВТО. И, конечно, Украина хотела бы, чтобы ее партнеры как можно быстрее стали членами ВТО. Столь подробное цитирование ответов Виктора Януковича на российское предложение понадобилось, чтобы показать, что логика нового украинского президента практически безукоризненна и лишена какой-то специальной политической подоплеки. Чего не скажешь, к сожалению, о позиции российской стороны. Украина присоединилась к ВТО на относительно либеральных условиях – уровень ее импортного тарифа в среднем в два раза ниже, чем средняя ставка общего импортного тарифа Таможенного союза ЕврАзЭС. Следовательно, пожелай Украина вступить в Таможенный союз, ей пришлось бы существенно повысить уровень своего импортного тарифа, который после ее присоединения к ВТО является связанным. Но чтобы сделать это, надо вновь вступать в переговоры с членами ВТО. На такую процедуру практически никто до сих пор не шел – она крайне сложна и не может быть беспроигрышной для ее инициатора. И, конечно же, в нынешней конкретной ситуации новое руководство Украины даже не помышляет о подобном ходе действий, поскольку, как мудро заметил Янукович, – «мы вообще не знаем, насколько глубоко в этом процессе продвинулись наши партнеры – Россия, Белоруссия и Казахстан». В переводе с дипломатического на общечеловеческий это означает, что в Киеве как раз весьма неплохо осведомлены о тех сложностях, проблемах, противоречиях и нерешенных вопросах, с которыми сталкивается Таможенный союз, формально вступивший в силу с 01 января 2010 г. А проблем у Таможенного союза, прямо скажем, хватает. Начать с того, что в данный момент наш ТС в общем-то не отвечает самому определению Таможенного союза, содержащемуся в 24-й статье ГАТТ. Суть его сводится к тому, что общий тариф и другие меры регулирования ТС должны охватывать существенную часть его торговли с другими территориями. Однако этого пока не происходит: торговля нефтью выведена из сферы ТС, с чем до сих пор не могут согласиться белорусские партнеры. Но и это не все. По данным Минэкономразвития, в настоящее время ограничительные меры в отношении российских товаров применяются более чем в 20 странах. Так вот, оказывается лидером среди них до последнего времени являлась Белоруссия – 23 ограничительные меры (!) в отношении товаров из РФ. И лишь на втором месте следует ЕС с 17-ю ограничительными мерами. В Казахстане также ведутся специальные защитные расследования в отношении ряда российских товаров. Такова реальная картина стартовавшего Таможенного союза. Вряд ли она может произвести большое положительное впечатление на ту же Украину, в планах которой – создание зоны свободной торговли с ЕС. Какого же рода соображениями руководствуется российская сторона, приглашая в Таможенный союз Украину? Скорее всего, чисто политическими, забывая или не придавая должного значения экономическому фактору. А он-то как раз и является определяющим при экономической интеграции, одной из форм которой служит Таможенный союз. Лет десять назад у нас уже был опубликован ряд серьезных работ российских исследователей, посвященных анализу европейской интеграции. Как писал в одной из них виднейший отечественный европеист, профессор Ю.Борко, региональная интеграция, сколь ни была бы она необходима, не терпит поспешности, забегания вперед, подмены экономических решений политическими. Любые попытки нарушить последовательность задач или действий, перепрыгнуть через этап, как правило, оборачиваются неудачей и, зачастую, дискредитацией идеи интеграции. И такие примеры были в истории ЕС. К сожалению, примеры такого свойства уже налицо в едва появившемся на свет Таможенном союзе ЕврАзЭС. Можно ли избежать их или хотя бы минимизировать? Можно, но для этого необходимо следовать одному ключевому правилу: проблема региональной интеграции, в нашем случае – Таможенного союза, должна стать темой широких национальных дебатов, как это принято в демократических государствах. Это означает, что вопросы Таможенного союза должны обсуждаться в парламенте, политических партиях, профессиональных союзах, СМИ и т.д. При всей молодости нашей демократии подобный опыт у нас уже имеется: в течение последних 7–8 лет бизнес и власть вели весьма содержательный диалог по вопросу присоединения России к ВТО, результатом которого стала общая взвешенная позиция о целесообразности членства в данной организации. Напротив, решение о форсированном создании Таможенного союза пришло сверху и не успело стать предметом обсуждения в обществе. В таком случае ошибок вряд ли удастся избежать. Жаль, что мы этого не хотим понять. А вот наши украинские братья, похоже, понимают происходящее лучше нас, потому и не спешат в наш Таможенный союз.