Бесполезная щедрость | Лучший двигатель роста

Центральным местом дискуссий о кризисе в очередной раз стала стимулирующая политика государств. Власти, как правило, делают упор на увеличении расходов, исходя из предположения, что мультипликатор расходов превышает единицу, то есть ВВП благодаря наращиванию государственных расходов увеличивается больше, чем сами эти расходы. Обычно также стимулирующая политика включает снижение налогов, призванное отчасти поддержать потребительский спрос (за счет увеличения располагаемого дохода), а отчасти – стимулировать интенсивность труда, производство и инвестиции (за счет понижения ставок).БЕСПОЛЕЗНАЯ ЩЕДРОСТЬ Пока что имеется мало эмпирических данных о реакции ВВП на нынешнее увеличение госрасходов и изменение налогов. В качестве опорного материала в своем исследовании мы используем многолетние макроэкономические данные по США. Полученные результаты в большинстве случаев указывают, что снижение налогов предпочтительнее увеличения государственных расходов в качестве способа стимулирования ВВП. Существенные долгосрочные колебания расходов на оборону связаны с развертыванием и последствиями основных войн – Первой мировой, Второй Мировой, Корейской и, в куда меньшей степени, Вьетнамской. При этом распространено мнение о том, что быстрый рост военных расходов – легкий путь к быстрому росту экономики. Наиболее резкие изменения были во время Второй мировой войны: отношение прироста расходов на оборону к ВВП достигло 26% в 1942 году и 17% в 1943-м, а затем упало до минус 26% в 1946-м. Расходы военного времени позволяют рассчитать мультипликатор расходов. Во-первых, колебания расходов достаточно масштабны, а величины их могут быть как положительными, так и отрицательными. Во-вторых, раз основные изменения в динамике военных расходов не зависят от экономической ситуации, несложно определить направление причинно-следственной связи между ростом госрасходов и ростов ВВП. В-третьих, в отличие от многих других стран в мировых войнах, Америка понесла умеренные людские потери и избежала масштабных потерь физического капитала. К тому же, учитывая, что в 1940 году уровень безработицы превышал 9%, а к 1944 году снизился до 1%, у нас появляется информация о том, как ведет себя мультипликатор в зависимости от состояния экономики. Для ежегодных данных, начиная с 1939 года и ранее (то есть охватывающих период Второй мировой воны), мультипликатор военных расходов при среднем уровне безработицы в 5,6% находится в диапазоне от 0,6 до 0,7. Мультипликатор меньше единицы означает, что когда расходы на оборону росли, остальные компоненты ВВП в целом сокращались. Эмпирические результаты нашего исследования показывают, что наиболее заметно снизились частные инвестиции, тогда как потребительские расходы практически не изменились.В оценке типичных мер бюджетного стимулирования более важную роль играют мультипликаторы невоенных госрасходов. Однако достоверно рассчитать эти мультипликаторы на основании американских исторических данных достаточно проблематично, поскольку изменение объема гражданских госзакупок (в составе которых с 1960-х годов преобладали расходы штатов и муниципалитетов) тесно связано с динамикой экономического цикла. В большинстве случаев о положительной связи между расходами на гражданские нужды и ВВП можно сказать, что это государственные расходы увеличивались вследствие роста ВВП, а не наоборот.ЛУЧШИЙ ДВИГАТЕЛЬ РОСТА Влияние налогов на рост ВВП можно проанализировать с помощью временных рядов, которые мы построили для средних предельных ставок федерального подоходного налога и подоходного налога отдельных штатов, а также налога на фонд оплаты труда для обеспечения социального страхования. Начиная с 1950 года наиболее резкие сокращения средней предельной ставки федерального подоходного налога отмечались при Рональде Рейгане (до 21,8% в 1988 году с 25,9% в 1986-м и до 25,6% в 1983 году с 29,4% в 1981-м), Джордже Буше-мл. (до 21,1% в 2003 году с 24,7% в 2000-м), и Кеннеди с Джонсоном (до 21,2% в 1965 году с 24,7% в 1963-м). А росли налоги особенно сильно во время Корейской войны, а также в 70-х и 90-х годах. Средняя предельная ставка социального налога (включая налоги, взимаемые с работающих по найму, работодателей и индивидуальных предпринимателей) увеличилась до 10,8% в 1991 году с 2,2% в 1971-м и с тех пор оставалась относительно стабильной. Согласно расчетам, сделанным на основании данных с 1950 года, снижение средней предельной ставки налога на один процентный пункт дает прирост ВВП примерно на 0,6% в следующем году. Однако этот эффект сложно проследить на более длинных временных отрезках, включающих мировые войны и Великую Депрессию. Было бы полезно проанализировать таким же образом долгосрочные макроэкономические данные других стран, однако многие из них пережили резкий спад ВВП во время мировых войн из-за разрушения основных фондов и инфраструктуры, а также масштабных людских потерь. Кроме того, не ясно, есть ли у других стран необходимая информация для оценки средних предельных ставок подоходного налога – ключевой переменной в нашем анализе последствий налоговых изменений в США. Пока же можно сделать следующий вывод: имеющиеся эмпирические данные не подтверждают гипотезу о том, что мультипликаторы госрасходов обычно превышают единицу, а значит прирост ВВП в результате стимулирующих программ, основанных на увеличении госинвестиций, будет меньше, чем увеличение государственных расходов. Мультипликаторы военных расходов превышают единицу лишь при очень высоком уровне безработицы, а мультипликаторы расходов на гражданские нужды, вероятно, еще меньше. В то же время эмпирически подтверждается предположение о том, что снижение налогов приводит к увеличению реального ВВП.Оригинал статьи