В Сибири новогодние праздники выдались, наверное, особенно «веселыми». Пока в центральной России температура скакала между оттепелью и морозами, у нас не было теплее минус 30 градусов. Наблюдая за покупателями в это традиционное для распродаж время, я пришел к выводу, насколько все же метеозависима наша торговля. В Европе холода поставили под вопрос рождественские распродажи. А в Сибири просто перестали покупать. Причем не только обувь, к которой я имею самое непосредственное отношение, но отказались даже от того, чтобы выходить за хлебом. В общем-то логично: когда на улице минус 36 градусов, потребителя не оторвать от теплой батареи даже сладкой булочкой. То есть покупателей стимулируют на новые траты лишь небольшие отклонения от нормы, а аномальные явления просто останавливают продажи: люди забывают про магазины, их мысли заняты другими, гораздо более важными вещами. Вспомнить хотя бы летнюю аномальную жару в европейской части России. По крайней мере, реализация обуви тогда упала очень серьезно. Конечно, иногда люди реагируют на погоду парадоксально. Например, мороженое в России едят не только в жару, но и в лютый мороз, и отчего-то значительно меньше в слякоть: весной и осенью. Обувной ритейл также очень зависим от погоды. Едва похолодало, как сразу же все побежали покупать сапоги на меху, чуть потеплело – и вперед за босоножками. Хорошо продавцу, когда сезон опережает календарные сроки лишь слегка, скажем, на неделю, тогда человек, впечатленный сменой времени года, срочно отправляется за новой парой в магазин. В этом плане Сибирь, с ее резко континентальным климатом, вообще предоставляет обувщикам наиболее благоприятные условия для развития бизнеса. Чем сильнее среднегодовой перепад температур, тем лучше: на каждый диапазон в 10–15 градусов нужна своя пара обуви. И для нас, особенно для наших сибирских магазинов, прошедший 2010 г. в этом контексте оказался исключительно удачным. Осеннюю обувь начали продавать еще в августе, в октябре похолодало, и мы уже выставили зимний ассортимент. Хотя, конечно, погода тот еще фактор риска. Уже в ноябре температура в Сибири поднялась до +15–18 градусов, и продажи встали: по логике покупателей брать летнюю обувь зимой нет смысла, осень прошла, а зима оказалась под вопросом. Народ решил, что зимы вообще не будет. Так что получается, что фактор погоды влияет на обувной ритейл гораздо сильнее, чем праздники. От этого иногда вызывают недоумение попытки завоевать российский рынок со стороны некоторых западных обувных ритейлеров. То есть просто диву даешься, как можно так игнорировать очевидную, казалось бы, погодную зависимость. Вспомните опыт крупнейшей мировой компании Bata, которая пыталась закрепиться на российском рынке, но потерпела неудачу. За Россию отвечал итальянский офис компании, расположенный где-то в Милане. Очевидно, что руководитель направления понятия не имел о русской зиме. В прошлом году я как-то заглянул в магазин Bata в «Сибирском молле». Печальное зрелище открылось моим глазам: в разгар зимнего сезона, в ноябре, в магазине стояли туфли с кожаным подкладом, и ни одной пары обуви с натуральным мехом. Скучающие продавщицы могли бы много рассказать руководителям компании о возможностях роста на местном рынке, но Милан слишком далек от Новосибирска, у них, видимо, свои представления о русской зиме.