Владимир Путин на встрече с доверенными лицами заявил о необходимости создания некой структуры для продвижения крупных экономических проектов на Дальнем Востоке: «Либо госкомпанию, корпорацию, либо крупное акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом», – отметил премьер-министр. Каких именно проектов? Прежде всего, связанных с развитием инфраструктуры, связи, строительством портов, дорог, аэропортов. Особо Путин отметил важность создания космодрома «Восточный», первые запуски космических аппаратов с которого должны начаться в 2015 году. Финансировать проекты на Дальнем Востоке предполагается за счет средств Резервного фонда, объем которого превышает $60 млрд. Ранее о необходимости создания госструктуры, «подобной ВЭБу», говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Предложение премьер-министра комментирует Павел Кудюкин, доцент кафедры теории и практики государственного управления НИУ-ВШЭ:
«Проблем на Дальнем Востоке – масса. Но мне непонятно, чем Путина не устраивает механизм федеральной целевой программы. ФЦП вполне позволяют включать в себя механизмы частно-государственного партнерства. Строго говоря, по положению о ФЦП предусматривается долевое участие в проектах федерального бюджета, регионального бюджета и частных инвесторов. Чем в этом отношении непонятная госструктура будет лучше ФЦП? При этом Владимир Путин назвал три совершенно разных варианта, как организационно может быть реализована его идея.
Госкорпорация является некоммерческой организацией. Для создания каждой госкорпорации нужен отдельный закон, принятый специально для нее. Уже к существующим госкорпорациям есть масса нареканий за крайне низкий уровень прозрачности, за плохой контроль над их деятельностью. Тем более, что по законодательству, как только государство передает бюджетные деньги госкорпорации, то они сразу перестают быть государственными. Вроде бы есть слово «корпорация», а реально она действует даже с меньшей степенью прозрачности, чем частная контора. Идеальный инструмент для освоения бюджетных средств. Потому в 2010 году от них решили отказаться, преобразовав существующие либо в ОАО, либо в ГУПы, либо в госорганы. То есть на самом высоком уровне было признано, что госкорпорации – неэффективная организационно-правовая форма. Возможно, это был предмет прений между группировками Дмитрия Медведева и Путина. И тогда логично, что Путин, предчувствуя свой приход на пост президента, любимую идею возрождает. Акционерное общество со 100%-ным госучастием отличается от любого другого АО только составом собственников. Все управляющие органы такого ОАО формируются государством. Во всем остальном оно действует по общепринятым правилам. Нормальная коммерческая структура. Другой вопрос, насколько коммерческая структура пригодна для реализации крупного проекта, в котором есть гигантская некоммерческая составляющая? Наконец, госкомпания. Нет такой организационно-правовой формы. Хотя обычно в России госкомпаниями называются холдинги с преобладающим государственным участием, которые в своих «дочках» это госучастие начинают размывать. Хорошо для привлечения миноритарных инвестиций без потери контроля. Причем этот контроль даже не государственный, а конкретных групп бюрократии, часто силовых.
Сейчас заказчиком-координатором ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» выступает Минрегион. Дальше ведомство распределяет заказы в соответствии с нормами законодательства между разными исполнителями. Теоретически можно сказать, что Минрегиону, который сидит в Москве, не с руки заниматься проектами на Дальнем Востоке. Но эта проблема тоже решаемая. Для управления ФЦП законодательство позволяет создавать специальную дирекцию, которую можно посадить где угодно – хоть в Чите, хоть во Владивостоке, хоть в Магадане.
Специальной госкомпании не нужно, можно воспользоваться существующими инструментами. Да, у них есть свои несовершенства, но давайте исправлять. А для создания очередной не слишком прозрачной структуры я не вижу рациональных оснований. Только для удобства распила бюджетных денег. К сожалению, в России любой крупный проект подразумевает большое количество «опилок».