В начале марта Apple покажет миру третью версию своего планшетного компьютера iPad. Обновление вряд ли можно назвать революционным: дизайн устройства практически не изменится, чуть возрастет быстродействие, возможно незначительно улучшатся характеристики встроенных камер. Самые заметные изменения связаны с экраном – теперь разрешение его будет вдвое больше, как по ширине, так и по высоте, что дает в итоге вчетверо больше пикселей.

Однако и этих минимальных, скучных, изменений будет достаточно для того, чтобы в течение 2012 года сохранять позиции лидера на рынке планшетных компьютеров с огромным отрывом от конкурентов. Прогнозы о том, что Android быстро догонит iOS и на рынке планшетов, все никак не сбываются. При этом смартфонам на операционной системе Google удается конкурировать с айфонами, а по общим объемам продаж смартфонов в прошлом году Apple, по данным некоторых исследований, даже уступила пальму первенства Samsung.

Рынок планшетных компьютеров работает существенно иначе, чем рынок телефонов. Во-первых, с лидером сложно конкурировать по цене: цена iPad достаточно невысока и предложить более дешевое и одновременно аналогичное по характеристикам устройство – задача непростая. Во-вторых, здесь нет искусственного разделения, которое во многих странах присутствует на рынке сотовой связи за счет того, что операторы субсидируют телефоны и предлагают своим покупателям лишь определенные модели аппаратов. С планшетами же никаких ограничений на конкуренцию нет, приходится соревноваться только за счет качества.

С этим возникла некоторая заминка. Google c партнерами удалось создать качественный продукт с впечатляющими характеристиками, однако ориентирован он совсем не на ту группу пользователей. Устройства на Android оказались близки профессиональной аудитории разработчиков, некоторым продвинутым пользователям – благодаря, в первую очередь, существенно большей гибкости, чем у планшетом на iOS. Однако, это достаточно узкий потребительский сегмент.

Для большинства гораздо важнее гибкости оказалась интегрированность устройства в качественную инфраструктуру, дающей доступ к большому объему контента прямо «из коробки». И тут Google совершенно нечем крыть – экосистема Android далека от совершенства и широкой аудитории мало интересна. 

В этом смысле показательны примеры BlackBerry Playbook и HP Touchpad. Эти в целом неплохие устройства потерпели фиаско лишь потому, что никакой инфраструктуры к ним не прилагалось. Пользователи толком не понимали, что с ними делать, и в результате – нулевые продажи. В то время, как, например, ничем по характеристикам от Playbook не отличающийся Kindle Fire продается отлично. Отчасти, конечно, из-за более скромной цены, но в первую очередь потому, что пользователь воспринимает его, как пропуск к контенту Amazon. 

При этом не стоит воспринимать планшеты как чисто развлекательные устройства, – они все активнее выходят в бизнес. Хорошее доказательство тому – Microsoft выпускает версию своей CRM-системы специально для iPad. Однако, независимо от того, в каком контексте предполагается использовать гаджет, производитель должен четко показать пользователю, что он сможет с ним делать. Нет никаких сомнений: если бы канадская RIM, традиционно сильная в корпоративном сегменте, видела, как ее планшет можно будет использовать в бизнес-контексте, устройство стало бы успешным. Однако, когда и сам производитель с трудом себе представляет логику использования продукта и надеется, что ее вместо него отыщут пользователи, жди беды.

Так что пока iPad ничего не угрожает. Возможно, планшеты от Microsoft на новой Windows 8 что-то изменят, – по крайней мере, если новая ОС будет столь же внятной, как WP7, а Microsoft позаботится о том, чотбы рассказать пользователям, как конкретно следует использовать свой продукт. Пока же, ситуация парадоксальная: Apple продолжит конкурировать сама с собой. Так, по мнению аналитиков IHS iSuppli, наибольшую конкуренцию в 4 квартале 2011 году айпэду составили не планшеты конкурентов, а собственный смартфон Apple iPhone 4S, выпущенный в октябре.