Фото: Федор Рахманов/Slon.ru
Одна из самых популярных должностей среди официальных доверенных лиц Владимира Путина – ректор. Сейчас в списке их 22. Еще там 5 президентов вузов – это специальная полупочетная должность, уготованная бывшим ректорам из числа самых матерых и засидевшихся.
Вот лишь некоторые университеты, начальникам которых доверяется кандидат Путин: МГУ, МГТУ, МИФИ, Казанский федеральный, Первый медицинский, РЭА, ГУУ, МИСиС, ПермГУ, ВГИК, РГУ им. Губкина, МАДИ, ЯрГУ, МИРЭА, Самарский аэрокосмический, МИЭТ. Балтийский и Дальневосточный федеральные университеты представлены проректорами по науке.
Что же объединило руководителей столь разных вузов? Духовное родство с доверенными Стасом Михайловым и Трофимом?
Есть, конечно, те, кто действует от чистого сердца. Ректор частного Московского гуманитарного университета Игорь Ильинский агитирует, судя по его риторике, с полным и искренним убеждением: «Вспомним «лихие» 90-е годы: страна лежала в разрухе … во всех министерствах и ведомствах сидели американские надсмотрщики — «советники» из ЦРУ … только благодаря Путину … Только благодаря воле Путина … Путин привел в чувство …. Путин был отчаянно смел … Нам нельзя расслабляться! Не верьте тем, кто зовет вас на баррикады и обещает счастье после революции! Пусть в момент выбора работает ваш Разум, а не эмоции! Дадим Путину шанс».
Но, полагаю, в основном люди просто не смогли отказаться, учитывая, что правительство в последние годы резко увеличило финансирование большинства перечисленных университетов. Малейшая провинность – и бюджет подведомственного вуза затрещит по швам. Тем более, все понимают важность «молодежной политики»: вузовскому руководству отведена крайне важная роль по обработке студентов и организации митингов.
Некоторые, как глава Красноярского аграрного университета Николай Цугленок, обрабатывают актив за закрытыми дверями: «Примерно час Николай Васильевич талдычил нам о том, что и как мы должны делать, и каждые пять минут напоминал о «святости» Путина».
В Казанском федеральном университете организовали митинг за Путина с раздачей эчпочмаков, но делают вид, что это – «инициатива снизу». «Для меня как для ректора стало неожиданностью, что активисты нашего университета предложили мне такой митинг», – сообщил в интервью Kazan Week Ильшат Гафуров, признав: «Мы дали нашим студентам автобусы, организованно отменили занятия». А вот студенты сообщили изданию, что накануне «проректор по социальной и воспитательной работе университета Ариф Межведиловсобрал активных студентов и сказал, что надо организовать митинг».
А некоторые агитируют студентов прямо через официальные сайты своих вузов. Вот ректор МИСиС Дмитрий Ливанов: «Симпатичен Прохоров, но у него пока нет ни продуманной программы, ни команды, ни значимого опыта государственного управления. Других кандидатов я считаю просто клоунами, недостойными не только обсуждения, но даже упоминания … Получается, что в нынешнем «раскладе» выбор – единственно возможный – Владимир Путин».
Дмитрию Ливанову есть, за что любить Путина: его вуз вместе с МИФИ без конкурса объявили «пилотным» Национальным исследовательским университетом и выдали максимальные суммы на программы развития, а затем помогли получить в подарок 100 гектаров земли на юге Москвы для нового кампуса. При этом в доходах вуза на «платников» и коммерческие исследования приходится лишь 19%. Зависимость от бюджета – более 80%, не считая перечисленные выше подарки. В других государственных вузах соотношение похожее. Так чему же удивляться?
Руководство этих уважаемых вузов выглядело бы куда более достойно, если бы сохранило нейтралитет или просто высказывало личную позицию. Но… Система построена на лояльности вертикали, идти против нее опасно и невыгодно. Вдобавок мы сами провинились несколько лет назад, в годы спячки, когда позволили правительству де-факто ликвидировать выборность ректоров государственных вузов. Поэтому в числе агитаторов одного из кандидатов в президенты оказались десятки руководителей крупнейших вузов страны.
Но мне кажется, самое страшное здесь даже не ангажированность ректоров, а то, что они передают свое мировоззрение студентам. И те прекрасно понимают и принимают правила, по которым приходится играть и им самим, и «доверенным» начальникам путинской России. Наиболее доступно эти правила выразил студент Казанского университета: «Мы платим 60 рублей в месяц за то, что живем в новеньком общежитии. Вы думаете, это все просто так нам упало? За это тоже нужно отвечать».