Фото: Flickr.com/Tinnytintin

Не везет так не везет. Это правило можно смело применить к работе компании МТС на азиатских рынках. В трех странах компания получила весьма существенные проблемы, часть из которых решить может и удастся, но в целом ситуация вряд ли от этого станет более оптимистичной. На этой неделе случилось то, что должно было случиться, и что в принципе знали в самой МТС. А именно, Хозяйственный суд Ташкента поддержал заявление узбекского агентства связи и информатизации (УзАСИ) об аннулировании всех лицензий узбекской «дочки» ОАО «МТС» «Уздунробиты». Это говорит, что, скорее всего, (если не произойдет чего-то необыкновенного) сеть МТС в Узбекистане будет национализирована. Узбекский регулятор подал иск еще на прошлой неделе, ссылаясь на незаконную работу филиалов компании без наличия отдельных лицензий. Общая сумма претензий УзАСИ к «Уздунробите» в рамках невыполнения лицензионных требований может составить около $210 млн. Теперь оператор имеет право подать апелляцию в течение десяти дней, что, скорей всего, будет сделано, но это носит лишь регламентный характер, как и слова в защиту инвестиционных проектов и многого другого, что было сделано в рамках этой «войны». Тут надо понимать, что Узбекистан это не Швейцария или Германия, там нет понятия о защите экономической или инвестиционной деятельности, и страна вряд ли будет на это обращать внимание. Попросту, ей без разницы на общественное мнение со стороны, а для своих граждан они уже показали, что МТС это зло , которое должно быть побеждено добром (в лице государства) и выслано за пределы их «великой» державы. Конечно, предпосылки для конфликта были и раньше, но все вылилось в СМИ лишь более месяца назад. В конце июня узбекская «дочка» МТС оказалась в центре скандала из-за подозрений в хищении имущества и неуплате налогов. Чуть позже был задержан исполняющий обязанности директора и предъявлены налоговые претензии на сумму $1,27 млн. 17 июля деятельность «Уздунробиты» была приостановлена на десять дней. На прошлой неделе генеральная прокуратура Узбекистана обвинила «Уздунробиту» в незаконной деятельности ее филиалов без лицензий. Ущерб, нанесенный государству неуплатой пошлин за получение лицензий в 2008–2012 годах, прокуратура оценила в 418,3 млрд сумов (около $220 млн). Дело, таким образом, идет к тому, что долги компании перед государством совпадут со всей стоимостью узбекской МТС – и для их покрытия, соответственно, придется всю ее отдать государству. Такой вот механизм национализации.

С чисто юридической точки зрения все запутано и точно охарактеризовать происходящее сложно. Но мы знаем, что в таких странах, как Узбекистан, Туркмения, где возникли проблемы у МТС, нет адекватного взаимодействия между бизнесом и государством в каком-то благоприятном для предпринимателя, инвестора климате. А есть дань, которую оператор должен (при любой ситуации) отдать государству. Компания МТС это, конечно, понимала, когда пришла работать в эти страны. Она принимала правила игры, подписывала соглашения. И, как бы ни были притянуты за уши претензии к ней, она сама виновата отчасти хотя бы тем, что приняла своеобразные правила игры, которые далеки от тех, что действуют в странах Запада или хотя бы в России.
Напомним, что в лице «дочки», компании «Уздунробита», МТС присутствовала на узбекском рынке с 2004 года, и до недавнего времени серьезных конфликтов не возникало, происходящее устраивало обе стороны. А вот в 2012-м нескольким топ-менеджерам предъявили обвинения в экономических преступлениях, в основном связанных с неуплатой налогов: кого-то арестовали, кто-то в спешке покинул страну. Начались проверки и технической деятельности компании, что в итоге привело к выключению сотен базовых станций. В МТС тогда возмутились, посчитав, что это наносит вред качеству обслуживания, то есть, фактически, их абонентам. Но кампания против оператора только набирала обороты.
Местное агентство по связи и информатизации (УзАСИ) 17 июля приостановило действие лицензии «Уздунробиты» на оказание услуг связи «за неоднократные и систематические грубые нарушения и невыполнение предписаний контролирующего органа». Разъяснения как формулировки, так и самого запрета последовали лишь через несколько дней. В УзАСИ утверждали, что оператор эксплуатировал несколько участков сети, не имея на то разрешений от регулятора. МТС говорила, что все разрешения на эксплуатацию у оператора имеются. Далее сеть МТС «закрыли» на три месяца.
Символично, что в разгар проблем в Узбекистане у МТС решились, если так можно сказать, проблемы в другой азиатской стране –Туркмении.
Как и предполагалось, помогло не давление, а уговоры. Все лицензии (GSM и 3G) оператору вернули, хотя условия «второго прихода» выглядят кабальными. Если ранее туркменская «дочка», Barash Communications Technologies, Inc. (BCTI), была вынуждена вдобавок к налогам отчислять 20% от доходов, то сейчас размер отчислений вырастет до 30%. Абонентов оператора уже «подобрала» «Алтын Асыр» (государственная компания, у которой, как это ни удивительно, даже нет своего интернет-сайта) – она в результате ухода BCTI нарастила абонентскую базу с 500 000 пользователей до 2,6 млн.
МТС подписала договор с Государственной компанией электросвязи (ГКЭ) «Туркментелеком», действующей в соответствии с постановлением президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Договор заключен сроком на пять лет с возможностью пролонгации на такой же срок. Кроме того, МТС и BCTI подписали соглашение с республикой Туркменистан, ее министерством связи, «Туркментелекомом» и оператором «Алтын Асыр», в котором отказались от всех претензий относительно «изгнания» 2010 года.
Это лишь еще один штрих, который подтверждает, что в таких ситуациях говорить о экономической целесообразности невозможно в принципе. Все решается в соответствии с чьими-то интересами, которые далеки от интересов экономики государства, удобства абонентов и всего такого прочего. Собственно, и приход компаний на рынок стран СНГ, как правило, не обходится без договоренностей о соблюдении чьих-то интересов, которые далеки от интересов экономики государства. Наши компании соглашаются на это, «договариваются» с местными властями. Так что они должны быть готовы и к тому, что со временем люди у власти меняются, аппетиты чиновников возрастают, и вся эта кривая экономика в конечном счете приводит к краху инвестпроекта.