В Белоруссии
«Готовится к представлению в правительство проект закона, который вносит изменения в закон о приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», – говорится в сообщении белорусского Совета министров. В правительстве отмечают, что в новом законе будет «запрет на пересмотр или отмену результатов приватизации государственного имущества после ее проведения».
Зачем этот закон понадобился белорусской власти, которая все это время считалась оплотом то ли социализма, то ли госкапитализма в Европе, на первый взгляд не очень понятно. Скорее всего, власть таким образом демонстрирует инвесторам (преимущественно иностранным) готовность изменить свое отношение к частной собственности.
Белорусское правительство уже несколько лет подряд ежегодно утверждает новые списки предприятий и недвижимости, которые хочет приватизировать при участии иностранного капитала. Год от года эти планы выполняются менее чем на 20 процентов: инвесторы, не понаслышке знакомые с тем, как в стране отбирают собственность у «недобросовестных» капиталистов, вкладывать деньги в покупку белорусских заводов и фабрик не спешат. Чиновникам становится очевидно: сколько подобных списков ни составляй и ни утверждай, никакого ускорения приватизационных процессов не будет. Общественности нужен новый сигнал: правительство хочет избавиться от заработанного за долгие годы президентства Лукашенко имиджа хапуги.
В прошлом году наличие проблем с выполнением планов по приватизации
Перспектива раздачи «народного достояния» в частные руки волнует белорусов куда больше проблем политзаключенных, и оппозиция взяла этот факт на вооружение. Очевидно, Лукашенко вместе с коллегами хочет в этом году подготовить законодательную базу для того, чтобы никаких спекуляций в этом вопросе не было. А заодно показать инвесторам, что, несмотря на вопиющие случаи отбора собственности у инвесторов «Луча», «Красного пищевика», «Керамина», «Коммунарки», «Спартака» и ряда других национализированных за последнее время предприятий, власти готовы начать уважать частный бизнес.
Сомнения по этому поводу, конечно, есть. Например, несколько дней назад в Белоруссии
По сути, это постановление имеет две цели. Во-первых, на международной арене нужно несколько улучшить имидж Белоруссии, про которую уже давно ходит слава как о стране, в которой власти совсем не уважают право частной собственности. Во-вторых, это сигнал для людей внутри страны: хотите вы или нет, но время распродавать главные госактивы пришло. Но питать особые иллюзии все же не стоит, в Белоруссии так принято: говорить одно, декларировать изменения, а на деле ничего не менять. С другой стороны, не исключено, что принять такое постановление от Минска потребовали в Москве.
В ближайшее время Белоруссия ради пополнения казны и стабилизации экономической ситуации собирается продать сразу несколько крупных предприятий – «Нафтан», «Беларуськалий» (речь идет о продаже миноритарного пакета акций), «Гродно-Азот», «Интеграл», МАЗ и др. Покупатель на них может найтись только в России: западные бизнесмены работать в Белоруссии боятся, а поездки Лукашенко по Юго-Восточной Азии и Ближнему Востоку тоже ничего не принесли.
Очевидно, что Батька уже вряд ли сможет и дальше долго откладывать решение вопроса по приватизации. Недавно полученный им кредит в 2 млрд долларов от России обязывает главу Белоруссии начать-таки распродажу,
Начало положено. Батька согласен. Кстати, де-факто приватизация в Белоруссии уже идет – только продают страну не иностранцам, а преимущественно своим, близким к Лукашенко бизнесменам. Процессы довольно активно шли в 2012 году. Так, «кошелек Лукашенко», как называют его на Западе, Владимир Пефтиев продал свой оружейный бизнес – долю в компании «Белтехэкспорт». Член Совета по развитию предпринимательства при президенте, владелец птицеводческого холдинга «Серволюкс» Евгений Баскин приобрел Смолевичскую бройлерную птицефабрику. Владелец компании «Интерсервис», занимающейся продажей нефти и нефтепродуктов, Николай Воробей получил контроль над Новополоцким заводом белково-витаминных концентратов. О большинстве же подобных сделок никто ничего не знает: власть их скрывает, чтобы не было лишних пересудов. Во многом это происходит потому, что власть стремится распродавать активы приближенным: их проще контролировать.
В 2013 году власти