И кому взбрело в голову написать книгу о совещаниях? Они ведь и так стали проклятием офисных работников. (Если вам кажется, что в офисе слишком много веселья, самый простой способ нагнать на людей тоску и уныние – объявить двухчасовой «митинг».) Совещания и так отнимают столько времени – какой смысл тратить его еще и на то, чтобы читать о них? Чтобы превратить вашу практику совещаний из обязаловки и таймкиллера в эффективный управленческий инструмент – и это вполне возможно, уверен бизнес-консультант Дэвид Перл, написавший книгу «Опять совещание?! Как превратить пустые обсуждения в эффективные». Slon публикует два фрагмента этой работы, перевод которой вышел в издательстве «Альпина Паблишер». В них Перл описывает, как обычно в большой компании гибнет любая позитивная инициатива (включая инициативу отказаться от безрезультативных встреч) – и как можно изменить практику совещаний, применив подход певицы Нины Симон.

Меняете игру – меняйте правила

Говорят, люди не любят перемен. «Только описавшийся ребенок хочет, чтобы что-то сменили», – даже так говорят. Я всегда убеждался в обратном, с какой бы организацией ни сотрудничал. Все только и мечтают, что о переменах. Спросите сами: «Хорошо ли будет, если в вашей жизни больше никогда ничего не изменится?» – и вы увидите ужас в глазах собеседника. Отсутствие перемен куда страшнее любых перемен.

Люди приветствуют перемены, однако им не нравится процесс. Им бы – чтоб сразу все стало по-другому, а не ползти отсюда туда. Отчасти это происходит потому, что в организациях процесс перемен очень плохо организован.

Традиционный подход:

Вижу то, чего не одобряю, и решаю это изменить. Заостряю на этом внимание. Нахожу тех, кто разделяет мое мнение, и стараюсь обратить в свою веру прочих. Указываю, что идет не так, и предлагаю альтернативы. Печатаю плакат или организую тренинг на эту тему. Поначалу результаты меня радуют. Начинаю недоумевать, почему некоторые «так и не поняли», однако уверен, что скоро они поймут. Жизнь продолжается. Поверх моих плакатов наклеили другие. И процесс изменения прекратился.

Пройдемся еще раз по всем пунктам и разберем, что произошло на самом деле. Свои комментарии я выделяю курсивом.

Вижу то, что не одобряю, и решаю это изменить.

То есть увидел «внешнюю» проблему и не понял, что сам отчасти являешься ее причиной.

Заостряю на этом внимание.

Заостряй-заостряй. Тем труднее будет что-то изменить.

Нахожу тех, кто разделяет мое мнение, и стараюсь обратить в свою веру прочих.

Согласились-то они не потому, что согласны, а потому, что легче согласиться, чем спорить.

Указываю, что идет не так, и предлагаю альтернативы.

Логично, но давно ли человек научился воспринимать логику?

Печатаю плакат или организую тренинг на эту тему.

Слово «тренинг» подозрительно созвучно «третированию». И этого довольно. Что касается плакатов, так это в детском саду яркие картинки помогают что-то усвоить, еще на киносеанс заманят и в приемной у врача отвлекут. А если вы думаете, будто люди не делают того, что им же было бы лучше делать, потому что они глупы или забывчивы, с вами, и правда, пора серьезно поговорить.

Поначалу результаты меня радуют.

Конечно, радуют. Потому что мы слышим только то, что хотим слышать. Восприятие у нас избирательное.

Начинаю недоумевать, почему некоторые «так и не поняли», однако уверен, что скоро они поймут.

Оптимизм неуместен, когда проводишь реформу в организации. Знаешь, кто такие оптимисты? Те, кто ждут автобуса под дождем. Вот где оптимизм!

Жизнь продолжается. Поверх моих плакатов наклеили другие. И процесс изменения прекратился.

То есть правоту свою доказал, а изменить ничего не изменил.

Этот незабавный комикс разыгрывается вновь и вновь в разных уголках мира. В основе его лежит двойной предрассудок, который можно сформулировать примерно так:

«Все идет неправильно, потому что люди не ведают, что творят».

Или:

«Стоит всем осознать последствия своих поступков – например, если вы им это объясните, – и все исправится».

Куда ни глянь, в любой организации ощущается такой подход. Но попробуйте представить себе, как это работает или не работает в реальной жизни”.

Сделайте скучную встречу еще скучнее

Есть способ в озорной форме переломить привычку – устроить скучное собрание. Аналогия – старый совет варить лягушек на медленном огне, чтобы они не почувствовали, как прибывает жар. Собрания со временем становятся все скучнее, а мы не замечаем, как постепенно все ниже опускаем планку.

Кладбищенская скука (да нет, что уж так обижать кладбища!) становится для нас нормой.

Если хотите сделать собрания поинтереснее, сделайте их сначала поскучнее, чтобы участники очнулись.

Вот урок, который преподала мне великая Нина Симон на памятном вечере в джаз-клубе Ронни Скотта в Лондоне. Помещение было битком набито такими же, как я, представителями среднего класса, которые с огромным интересом ждали выступления знаменитой джаз-дивы, вот только расслабиться не умели. Мы ждали “концерта”, а Нина пришла исполнить перед нами живой и горячий джаз, и наш отклик ее нисколько не устраивал. Тогда она с каменным лицом принялась долбить заунывные, как похоронные плач, блюзы. Публика с тихой улыбкой кивала, закрывала в истоме глаза. Нина выбрала еще более медленную и печальную мелодию. И еще. Под конец третьей или четвертой (давно пора!) она злобным взглядом оглядела нас и объявила: “И так и будет, пока не научитесь развлекаться”. До нас дошло, мы расслабились, пустились болтать, смеяться, наслаждаться хорошим вечером.

Чтобы оживить собрание методом Нины Симон, составьте список из пяти самых скучных вещей, которые вам приходится делать на собрании, и запланируйте их. Давайте, смелее! Насколько скучным удастся сделать доклад с PowerPoint? Сколько ненужных подробностей включить? Как насчет замусорить речь терминами? Помещение поофициальнее, будьте добры (кадка с засохшим растением вам в помощь)! Рубашка серая в гардеробе найдется? В общем, вы поняли. И вас поймут. Вы увидите, что публика все поняла, когда кто-нибудь попросит вас добавить “джаза”. Тогда миссия выполнена. Можете улыбнуться (про себя, разумеется).