Фото: autobym.ru
Правительство Москвы выделяет около 12 млн рублей из Резервного фонда на выплаты семьям погибших и пострадавшим в ДТП под Подольском, где погибли 18 человек. Власти Подмосковья также решили выделить дополнительную компенсацию семьям погибших по 1 млн рублей, а пострадавшим – по 500 тысяч рублей. А еще в апреле, после пожара в подмосковной психоневрологической клинике, семьям 38 погибших пациентов, которые, как выяснилось, были обездвижены на ночь, администрацией губернатора Воробьева было выплачено лишь по полмиллиона рублей. Такие разные суммы компенсаций: в одном случае имел место дорожный инцидент, в другом явно прослеживалась вина чиновников. Где логика?
Slon проанализировал суммы выплат пострадавшим и семьям погибших, фигурировавшие в СМИ, и убедился, что размер компенсаций в России во многом зависит от политической ситуации в регионе. Получается, если бы ДТП под Подольском произошло годом раньше, сумма компенсаций была бы меньше?
Из-за крушения поезда Новосибирск – Адлер 7 июля 16 пострадавших были доставлены в больницу, среди них пятеро детей. Страховая компания пообещала выплатить им по 300 тысяч рублей. Через два дня после этого из-за обрушения помоста у вольера с жирафами в Московском зоопарке пострадали 11 человек, из них трое детей. Каждому из них полагается около 500 тысяч рублей компенсации. Почему сумма выплат страховщиков зоопарка оказалась больше, чем у страховой компании РЖД, ведь должно быть наоборот? Чем больше вопросов, тем больше признаков хаоса, творящегося в выплатах.
Как выяснилось, в том случае, где расходы перед пострадавшими и погибшими берет на себя государство, суммы выплат могут расходиться вообще в разы. Так, когда в июне в Самарской области взорвались складированные на полигоне боеприпасы, региональные власти выплатили семье погибшего всего лишь 300 тысяч рублей. А вот правительство Республики Саха (Якутия) выплатило родственникам погибших при крушении вертолета 2 июля уже по 1 млн рублей. Семьи погибших в Крымске получили по 2 млн рублей.
С этого года одинаковые суммы выплат в размере 2 млн 25 тысяч рублей полагаются родственникам погибших по вине застрахованных перевозчиков, например при крушении авиалайнера, в автобусе или в поезде. Дело в том, что с 1 января этого года вступил в силу закон о страховании ответственности перевозчиков и объектов повышенной опасности (ГЭС, шахты, лифты) за жизнь и здоровье своих пассажиров и сотрудников. Этот закон определяет размер возмещения ущерба со стороны страховых компаний. В случае если же человек погиб по вине частного водителя в ДТП на дороге, страховщики выплатят его близким родственникам, потерявшим кормильца, только по 135 тысяч рублей. Правительство еще в конце прошлого года утвердило изменения в правила ОСАГО, согласно которым компенсации за причиненный жизни и здоровью ущерб в ДТП, вырастет до 500 тысяч рублей, а за поврежденные автомобили – до 400 тысяч. Но пока закон так и не принят в Госдуме в третьем чтении.
Однако в самой уязвимой ситуации оказываются те, чьи родственники погибли или пострадали не по своей вине и без всякой страховки. В этом случае им приходится уповать лишь на милость местных властей, говорит замруководителя отдела рейтингов страховых компаний рейтингового агентства «Эксперт РА» Наталья Комлева:
С этого года в сфере транспортной безопасности и на объектах повышенной опасности наведен порядок и установлен лимит выплат. Разработаны единые стандарты определения суммы компенсаций. И если честно, непонятно, для чего столичные и областные власти решили выплатить дополнительный миллион семьям жертв под Подольском, если страховая компания обязана и так погасить все убытки. Но если, например, как тот же психодиспансер в Московской области, не является объектом повышенной опасности, здесь расходы зачастую берет на себя государство. Что на практике приводит к тому, что люди либо специально не страхуются, уповая на государство, или, как было в случае с пожарами, пострадавшие просто уничтожали свои страховки. С ними они просто получили бы меньше, чем тогда выплачивало государство. Хотя во всем мире в случае крупных ЧП доля трат страховщиков достигает 30–40%, в то время как у нас в России только 5–10%. Но государство, выплачивая компенсации, каждый раз абсолютно не стимулирует добровольное страхование. Получается замкнутый круг. |
Так, когда ураган «Катрина» обрушился на США, государство из Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям (FEMA) США в рамках оказания помощи пострадавшим выделило 85 млрд долларов. При этом общий объем страховых выплат составил более 60 млрд долларов. Для сравнения: в затопленном Крымске страховые компании потратили на возмещение ущерба около 640 млн рублей. Государство выделило на эти же цели почти в 15 раз больше – около 9 млрд рублей. Семьи погибших тогда получили по 2 млн рублей. Тогда как размер средней компенсации за погибших родственников во время терактов 11 сентября 2001 года в США составлял 2 млн долларов.
Член думского Комитета по бюджету и налогам Раиса Кармазина говорит, что пока нестраховые выплаты родственникам погибших и пострадавших, как и в советское время, остаются лишь на усмотрение региональных властей:
Мы не можем определить выплаты семьям погибших, каждый субъект сам определяет расходы на непредвиденные ситуации. Федеральный бюджет тоже выделяет деньги по указу президента в случае резонансных происшествий, которые невозможно было предусмотреть. Уравнять выплаты можно лишь со стороны страховых компаний, больше никак. |
При этом, как уверяет Slon депутат Госдумы, в прошлом губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев, никаких единых стандартов выплат пострадавшим и семьям погибших просто нет, все решается чиновниками произвольно:
Все зависит от размера регионального кошелька и от политического звучания того или иного события. Если ЧП в глухой деревне не получило общественно-политического резонанса и на этом не сделаешь политического пиара, это событие проходит незаметно и финансовых возможностей не находится. Кроме того, зачастую высокие суммы финансовых компенсаций объясняются попыткой власти минимизировать резонанс от тех или иных происшествий. |
При этом Позгалев считает, что компенсировать расходы должны исключительно страховые компании, а не региональные или федеральные бюджеты:
Мы никак не можем отвыкнуть от желания поднять роль личности в истории. Когда власть не предприняла необходимых мер, чтобы трагедии не было, например не предусмотрела разделительные полосы на дороге, – власть, как бы извиняясь за свою беспомощность, пытается выплатить столь высокие страховые премии. Но если мы будем оплачивать ошибки беспечных граждан, не застраховавших свое имущество, или государства деньгами, то нам сложно будет рассчитывать на скорый порядок в нашей стране. А сейчас получается, что без спроса налогоплательщиков региональные власти проявляют благотворительность, решая самостоятельно, кому и сколько платить. У нас еще страна дикая с точки зрения рыночных отношений. |
С ним соглашаются и в Минфине. Министерство уже предложило правительству прекратить практику выплаты компенсаций пострадавшим от различных техногенных аварий за счет бюджета. «Чтобы если, допустим, какой-то завод что-то разлил, от этого пострадало большое количество людей, они впаяли заводу иск – и он разорился. Надо довести до этого пару раз, и, я думаю, все застрахуются», – сообщил агентству «Прайм» замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.
Точку зрения Моисеева разделяет и замруководителя отдела рейтингов страховых компаний рейтингового агентства «Эксперт РА» Наталья Комлева:
В МЧС давно предлагают обязать собственников жилья страховать свою ответственность перед третьими лицами. Но пока обязать граждан покупать такую страховку крайне сложно. В первую очередь потому, что проверить, купил ли человек этот полис на самом деле или нет, невозможно. |
Однако пока, говорит известный адвокат Игорь Трунов, страховые компании с трудом выплачивают уже положенные компенсации:
Вопрос с выплатами безобразный. У нас система выплат идет фактически в ручном режиме, и многое зависит от личности потерпевших. И хотя в законе прописано, что семья застрахованного погибшего имеет право на 2 млн рублей, страховые компании не хотят выплачивать всей суммы, занижая их до смехотворных размеров. Посмотрите, сколько было авиакатастроф, но страховку в полном объеме заплатили только одной семье – погибшего генерала Трошева. Остальные семьи погибших всей положенной суммы не получили. Хотя пассажиры международных рейсов были застрахованы по европейским стандартам на сумму 10 млн рублей. Но вместо этого семьям заплатили всего по 2 млн рублей. И суд встал на сторону страховых компаний. Если же ЧП происходит с незастрахованными людьми, особенно в глубинках, им, как правило, вообще ничего не выплачивают. Ведь у них нет денег на адвокатов. И хотя ко мне родственники пострадавших и погибших на местах обращаются довольно часто, я не в состоянии им помочь, а чиновники на местах, понимая, что эти люди защитить себя не могут, ведут себя совершенно по-хамски. |
Впрочем, государственные компенсации родственникам погибших и пострадавших далеко не российское ноу-хау. Так, в Америке после теракта в Бостоне 15 апреля семьям помогал Фонд помощи жертвам теракта. Игорь Трунов уверяет, что большую часть этих денег в США собрало государство:
Основным спонсором этого благотворительного фонда было государство. Наполняется этот фонд за счет исполнения международной конвенции о борьбе с терроризмом, в которой говорится о том, что все конфискованное в рамках борьбы с терроризмом идет в фонд помощи жертв терроризма. В этом фонде было более 60 млн 800 тысяч долларов, и тем, кому оторвало обе ноги, платили более 2 млн долларов, и такую же сумму платили родственникам погибших. Россия тоже ратифицировала эту конвенцию. И было несколько дел, где Россия имела права на эти деньги. Например, было дело в Чикаго по фонду, финансирующему терроризм в Чечне. Было арестовано 2 млрд долларов. Но российские прокуроры и сотрудники МИДа даже не захотели появиться на этом процессе. И во всем мире государство создает такие фонды, которые полностью пополняются за счет средств, конфискованных в рамках борьбы с финансированием терроризма. А куда уходят эти деньги у нас, абсолютно непонятно. Вот, к примеру, нашли тайники Басаева в Чечне, где было 200 тысяч долларов. Куда они ушли и почему не попали к потерпевшим, мне непонятно. И таких случаев довольно много |
При этом отсутствие четких критериев выплат уже привело к тому, что семьи погибших во многих терактах до сих пор не получили никакой достойной компенсации. Так, семьи погибших во время взрывов московских домов на улице Гурьянова и на Каширском шоссе получили по 5 тысяч рублей, а после теракта на Дубровке компенсации составляли 100 тысяч рублей; столько же было обещано и два года спустя семьям погибших во время взрыва в московском метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Крупные суммы компенсации впервые получили лишь семьи погибших во время теракта в Беслане в 2004 году – уже по миллиону рублей.
Но и с тех пор суммы выплат жертвам были разные. Родственникам погибших во время взрыва в аэропорту Домодедово выплатили по 2 млн рублей, а власти Дагестана выплатили семьям погибших в результате двух взрывов в Махачкале у здания службы судебных приставов в мае этого года по 500 тысяч рублей. Получается, что равные суммы компенсаций может гарантировать лишь личное страхование. Но, как выяснил Slon, средняя стоимость ежегодного полиса страхования от несчастных случаев на те же 2 млн рублей обойдется каждому россиянину в среднем в 18 тысяч в год. Сколько россиян смогут купить себе страховку по такой цене, большой вопрос.
Событие | Число пострадавших и погибших | Выплаты пострадавшим | Выплаты семьям погибших |
Автоавария под Подольском. 13 июля груженный щебнем КамАЗ врезался в рейсовый автобус | Погибли 18 человек, пострадал 61 | Подмосковные власти выплатят по 500 тысяч рублей каждому пострадавшему | Подмосковные власти выплатят по 1 млн рублей семьям погибших. Кроме того, страховая компания выплатит семьям погибших по 2 млн 25 тысяч рублей |
Крушение поезда Новосибирск – Адлер 7 июля. Несколько вагонов пассажирского поезда сошли с рельсов на перегоне Кисляковская – Крыловская | 16 пострадавших были доставлены в больницу, среди них пятеро детей | Страховая компания выплатит 300 тысяч рублей на одного человека | |
Обрушения помоста у вольера с жирафами в Московском зоопарке 9 июля. Под весом толпы посетителей обрушился деревянный помост, построенный у вольера с жирафами и предназначавшийся для кормления жирафов с рук | Пострадали 11 человек, из них трое детей | Общая сумма страхового возмещения составит 5 млн рублей на всех пострадавших | |
18 июня в Самарской области взорвались складированные на полигоне боеприпасы, начались пожары | 110 человек обратились за медицинской помощью, 1 погиб | Пострадавшие, обратившиеся за медицинской помощью, получили от 100 до 200 тысяч рублей | 300 тысяч рублей было выплачено семье погибшего |
5 июня на перегоне метро «Охотный Ряд» – «Библиотека имени Ленина» дважды загорелся кабель | Пострадали 28 человек | Пострадавшим выплачено по 100 тысяч рублей | |
2 июля вертолет, выполнявший рейс из якутского поселка Депутатский в село Казачье, потерпел крушение в 45 км от аэропорта | На борту находились 28 человек, в том числе 11 детей. Три члена экипажа и один пассажир были спасены, 24 человека погибли | Пострадавшим правительство Якутии выплатит по 1 млн рублей | Около 2 миллионов рублей выплатит семьям погибших во время аварии вертолета Ми-8 в Якутии авиакомпания «Полярные авиалинии», и по 1 млн рублей родственники получат от правительства Республики Саха |
Пожар в психоневрологической клинике в Московской области 26 апреля | Погибли 38 человек | Семьи погибших получили по 500 тысяч рублей | |
11 февраля на шахте «Воркутинская» на глубине 800 метров взорвался метан | Погибли 18 человек, 3 пострадали | Пострадавшим выплачено по 2 млн рублей | Семьям погибших выплатили компенсации 3 млн рублей |
13 декабря 2012 г. в Таганроге обрушился строящийся многоквартирный жилой дом | Погибли 5 человек, 14 пострадали | Пострадавшим выплатили по 400 тысяч рублей | Семьям погибших выплатили по 1,2 млн рублей |
Наводнение на Кубани 7 июля 2012 года | Погибли 105 человек, еще более 90 оказались в больницах | Пострадавшим была выделена компенсация от 50 до 100 тысяч рублей | Семьи погибших во время наводнений в регионе получили по 2 млн рублей |
Два мощных взрыва прогремели в Махачкале вечером 3 мая 2012 г., оба взрыва произошли на выездном посту полиции | Погибших 12, пострадали 90 | Раненые получили по 400 тысяч рублей | Семьи погибших при теракте получат по 1 млн рублей |