Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Из-за «жалоб населения» под угрозой закрытия
С одной стороны, власти говорят о необходимости дешевых магазинов шаговой доступности, а потом начинают метать громы и молнии, возмущаясь, что эти магазины не выглядят как гастрономические бутики. Какой-то когнитивный диссонанс: кого хочется – не знаю, кого знаю – не хочу.
Роспотребнадзор заявляет, что жители домов жалуются, что в «Магнитах» идет разгрузка большегрузным транспортом. А почему, собственно, этого нельзя делать? Расскажите нам, на каком транспорте надо возить туда продукты, что и по каким ценам там надо продавать, чтобы вам угодить, потому что пока «магазин шаговой доступности» – фикция: и у дома, и абсолютно непонятно, с чего вдруг дешевый, и придраться не к чему. А тут еще и основание примечательное – «население жалуется». Но объясните мне, что такое «много жалоб»? Если это означает просто больше какой-то цифры, то такой метод, мягко говоря, необъективен. В свое время аналогичные претензии предъявлялись к «Ашану», но если в «Ашане» обслуживается миллион покупателей в день, а в каком-нибудь абстрактном магазине дяди Васи – пять, то даже если на магазин дяди Васи будут жаловаться все покупатели, а на «Ашан» – доли процента, получается, что плохой именно «Ашан». Считайте количество хотя бы на тысячу чеков.
Теперь настала очередь «Магнита», и ничего удивительного в этом наезде нет: докопаться можно до кого угодно. Существующие законы написаны так, что любой предприниматель является уголовником-рецидивистом. При этом офис компании находится далеко, с местными договариваться не спешит, и, как совершенно справедливо сказал Галицкий, – это чистая политика, на поклон не пошли. После такого наезда должна возбудиться, прежде всего, прокуратура на предмет коррупционной составляющей и ФАС на предмет того, а почему именно «Магнит»? Когда власти начинают наезжать на кого-то избирательно, это сразу должно вызывать вопросы.
Конечно, найдутся те, кто скажет, что «Магнит» сам нарвался, чересчур снижая издержки и заодно качество обслуживания. В своем стремлении к низким ценам он, дескать, сам подставил себя под удар. Но «Магниты» по сравнению со многими другими магазинами выглядят вполне прилично, экономии на вложениях там нет. Их единственное уязвимое место – просрочка, но это головная боль всех ритейлеров. Пока не будет найдена система дефрагментации объектов в момент истечения срока годности, просрочку можно будет найти в самых дорогих магазинах и ресторанах, это человеческий фактор, злого умысла в этом нет. А с точки зрения эксплуатационных затрат в «Магните» все нормально, особенно по сравнению с другими магазинами шаговой доступности, открытие которых курировала администрация Москвы.
Я, скажем, помню сеть «ШагМаг» младшего брата заммэра Петра Бирюкова, Алексея. Сетью это, правда, так и не стало, но участков они прихватили прилично. Я был в паре этих магазинов – «Магнит» на их фоне как космический корабль рядом с телегой. Однако претензий к ним не было. Видимо, не было «жалоб».