Про биткойн уже высказались центральные банки США, Китая, Таиланда и Германии. Оказывается, что ЦБ России – тоже! Во вторник 24 декабря бизнес-инкубатор Высшей школы экономики организовал мастер-класс, на котором Никита Сошников и Артем Толкачев из фирмы «Толкачев и партнеры» рассказали об этом. Последнее время об электронных деньгах говорят много, но данная лекция по редкой теме – юридическим и налоговым аспектам расчетов. В конце статьи вы найдете презентацию Толкачева и Сошникова. Slon публикует расшифровку части лекции, посвященной биткойну.
Что такое биткойн? Биткойн построен по принципу пиринговой сети. По сути, это одноранговая сеть, которая распределяет систему по участникам и дает возможность использовать мощности всех ее пользователей. Биткойн – это электронная валюта (я позволю себе использовать этот термин, хоть он и не очень корректен), которая, следуя из ранее сказанного, эмитируется самими пользователями. То есть единого эмитента, способного эту валюту выпускать, нет. Отсутствует обязанное лицо, обремененное обязательствами принимать биткойн как плату за товары и услуги и вообще на этот биткойн какое-то внимание обращать.
В последнее время биткойн находится в центре внимания. Некоторые называют это пирамидой, новым «МММ», глупостью, но, с другой стороны, ряд достаточно уважаемых экономистов, включая бывшего председателя Федеральной резервной системы и аналитиков американского банка Bank of America Merrill Lynch уже высказались относительно биткойна. На мой взгляд, сам факт того, что такие авторитетные организации обратили на это внимание, говорит о многом.
В начале ноября в сенате США проходили слушания касательно биткойна. То есть американцы – первые, кто существенно взялись за эту валюту и попытались понять, что это такое. Председатель комитета сената, который эту дискуссию вел, в конце переговоров сказал, что чувствует себя как жена Эйнштейна, когда у нее спросили, знает ли она теорию относительности своего мужа. Она тогда ответила: «Понимаю слова, но сути вообще не понимаю». Так что, если суть биткойна вам непонятна, не отчаивайтесь, сенаторы США три часа пытались в этом разобраться. Сегодня выпущено уже множество печатной продукции, посвященной этой электронной валюте, инвестициям в нее, «майнингу» (эмиссии).
Что особенного в биткойне? Во-первых, отсутствует единый эмитент и администратор. Эмиссия осуществляется автоматически в процессе функционирования системы. С юридической точки зрения, когда я только узнал про биткойн, понял, что это полный мрак. Как это может быть, без эмитента, обязанного лица, какие-то средства из воздуха. Я встречал определение биткойна как электронной наличности. Речь идет о том, что лицо, имеющее у себя в электронном кошельке, на своем аккаунте подобные единицы, юридически с биткойном никак не связано. Пока я имею возможность их передать, произвести отчуждение, существуют мои биткойны. Если у меня их украли какие-нибудь мошенники, если сгорел мой компьютер, я никому не смогу доказать, что это были мои деньги. Если в случае с бумажными деньгами я все-таки могу переписать номера купюр, ведь наличные деньги пронумерованы, то в случае с биткойном это невозможно. Эмитент не то чтобы отсутствует, он просто децентрализован, а эмиссию осуществляют так называемые майнеры, те люди, которые предоставляют свое аппаратное средство для выпуска валюты, то есть участники этой одноранговой сети.
Биткойны не обеспечены никакими активами, а все операции являются общедоступными и безвозвратными. Все операции публикуются – есть источник, позволяющий отследить все операции всех пользователей. Безвозвратность – критерий, который тоже характеризует многие электронные деньги. Это значит, что после завершения операции биткойн не может никак эту операцию откатить.
Кто, как правило, интересуется этой валютой? Во-первых, это различные организации, которые хотят принимать плату за свои товары и услуги, экономя на комиссии. Представьте себе размер комиссии, который взимается при приеме платежей, – в среднем 3–5%. А вот биткойн – формально система и вовсе бесплатная. Правда, на практике комиссия есть и примерно равна 0,5%–1%. То есть первая категория тех, кому это было бы интересно, – владельцы бизнеса, которые хотят получать денежные средства с учетом минимальной комиссии, с отсутствием риска возврата денег покупателю.
Очень важный признак – анонимность. Пользователи в этой сети никак себя не идентифицируют, единого центра, который обязывал бы представлять документы и обосновывать транзакции, нет. Пока эта сеть остается анонимной, ей могут пользоваться сомнительные сайты. Недавно закрыли интернет-сайт Silkroad (на нем можно было купить все что угодно, не буду уточнять, что). Это удобно – без требований, без единого контролирующего органа, никому система не подконтрольна. Именно анонимность создает такой бум биткойна. Насколько я знаю, на сегодняшний день ежедневный оборот биткойнов достигает $1,5 млн.
Также биткойн мог бы быть интересен различным обменным пунктам и биржам. Часто возникают вопросы, как можно этот биткойн перевести в деньги. Как раз в обменных пунктах и биржах. Разница в том, что на биржах нет фиксированного курса и стыкуются встречные заявки. Кроме того, система будет интересна различным сервисам, которые помогают продавцам, желающим принимать биткойны за свои товары и услуги максимально быстро.
Какой же тут основной риск продавца? Основной риск в том, что курс биткойна крайне нестабилен. В течение нескольких дней он может радикально менять свою стоимость. Поэтому крайне важно максимально оперативно конвертировать биткойны в ту валюту, которую вы используете.
У нас большой опыт по попыткам квалификации биткойна с юридической точки зрения. Мы направляли несколько запросов в российские контролирующие органы – Центральный банк, Министерство финансов, Роспотребнадзор, Росмониторинг. На самом деле, ответил только Центральный банк. Все остальные отписались и отказались давать какие-либо комментарии по поводу правового регулирования биткойна в России. Что сказал Центральный банк? На самом деле, он не очень далеко ушел от своих коллег. Он не сказал, чем является биткойн, как мы наивно ожидали. ЦБ отметил, что организации, которые осуществляют платежи с использованием биткойна, не поднадзорны Центральному банку потому, что они не получили лицензию и не являются банковскими кредитными организациями. При этом вопрос, обязаны ли они это делать, законно ли это, ЦБ оставил открытым.
Что в итоге? Как мы писали ранее, биткойн не подходит ни под одну из категорий, предусмотренных российским законодательством. Соответственно, с уверенностью сказать, что риска при использовании биткойна вы не несете, мы не можем. В любой момент – теоретически мы допускаем это – ЦБ может изменить свою позицию и уточнить, что биткойн является неким денежным суррогатом. А для того чтобы признать биткойн электронным денежным средством, понадобится внести изменения в достаточно большое количество законов. Это может занять год или полтора. А вот признать биткойн денежным суррогатом и сказать, что его эмиссия и использование запрещены в России – это вполне может быть.
Другой риск заключается в том, что иностранное государство может признать биткойн законным средством платежа. Я, в принципе, допускаю, что какое-нибудь небольшое государство решит прославиться. Это станет для России большой проблемой, так как, если в каком-либо государстве биткойн будет признан законным средством платежа, у нас он автоматически подпадет под определение иностранной валюты. Со всеми связанными с этим рисками и требованиями, касающимися операций с иностранной валютой.
Что же делать? Если вы просто принимаете биткойн и используете эту систему для оплаты товаров и услуг, можете делать это и дальше без существенных опасений. Если вам удается оперативно конвертировать биткойны в рубли и учитывать доходы в соответствии с Налоговым кодексом, формально претензий к вам предъявить будет нельзя. Если вы не будете это делать, то, в принципе, риск тоже не очень велик, учитывая анонимность системы. Нет возможности доказать, что за этим биткойном стоите именно вы. По поводу обмена биткойнов мы бы рекомендовали вам рассмотреть возможность открытия корпоративного аккаунта на какой-нибудь иностранной бирже.
Я считаю, что ближе всего биткойн подходит под определение имущественного права либо информации. Ведь фактически это некая последовательность символов, имеющая определенную ценность. Но здесь возникают сложности. Информация не является в России объектом гражданского права, и фактически определение биткойна как информации ничем нам не поможет. Таким образом, если вы собираетесь заниматься биткойном, обменом, автоматическими транзакциями и т.д., то на данный момент в России никаких ограничений на это нет. Но существуют риски, однако я не считаю, что на данный момент они значительные, хотя бы оттого, что у ЦБ сейчас гораздо больше насущных проблем, чем биткойн. Один из способов снизить риски – уйти из российской юрисдикции в другую.
А что за рубежом? Первыми, как мы уже сказали, высказались США, еще в апреле месяце. Согласно их решению, организации, использующие биткойн в качестве платы за товары и услуги, должны регистрироваться. После этого достаточно сенсационное заявление сделали немцы, которые сказали, что биткойн – это одна из форм частных денег, должен формально признаваться и может использоваться. При этом он не был признан законным средством платежа.