Сегодня Европейский суд наконец посчитал, сколько Россия должна акционерам ЮКОСа. По сути дела, сегодняшнее решение является не более чем дополнением к решению, которое ЕСПЧ принял еще в 2011 году, детально объяснив, что в налогово-корпоративном «деле ЮКОСа» «хорошо», а что «плохо». У суда не хватило на тот момент материалов, чтобы вынести решение о сумме компенсации, которую компания оценивала «не менее чем в 100 миллиардов евро». И вот после нескольких раундов переписки со сторонами, которые никак не хотели приходить к каком-либо взаимоприемлемому решению относительно того, сколько должно быть выплачено компании (а по факту – ее акционерам), суд присудил компании более 1 миллиарда 800 миллионов евро. Сумма, конечно, внушительная, но она меньше 1/50 от того, что хотела получить безвременно ликвидированная компания.
Сумма, присужденная компании, состоит фактически из трех частей: налогового штрафа за 2000–2001 годы, который ЕСПЧ признал незаконным по мотиву истечения срока давности; сбора судебных исполнителей по взысканию этого штрафа (что вполне логично) и излишнего сбора судебных исполнителей, взысканного во время производства, который суд счел непропорционально высоким и который был уменьшен с семи до четырех процентов. Что в итоге и дало сумму около 1 миллиарда 800 миллионов евро. Суд также вместо пяти миллионов фунтов стерлингов, которые требовал заявитель в оплату юридических расходов, решил выплатить только 300 тысяч, что вполне естественно, так как заявитель получил всего лишь около двух процентов от требуемых сумм. И все? – спросите вы. А как же миллиарды налогов, которые неправедно были взысканы с ЮКОСа, в результате чего он и обанкротился? Ведь это явно не два миллиарда евро. Что с ними? И тут начинается самое интересное.
Статья 1 Протокола 1 (Защита собственности)
Суд определил, что остальное налогообложение за период 2000–2003 годов было законным, предпринималось в законных целях (уплата налогов) и соразмерно. Требования в рамках налогообложения не были чрезмерно высоки, и ничто не говорило о том, что размеры штрафов или процентов платежей применялись индивидуально или же были бы чрезмерной финансовой нагрузкой на компанию ЮКОС.
Статья 14 (Запрещение дискриминации)
Суд также утверждает что в данном деле нет ничего, что указывало бы на осведомленность со стороны налоговых властей или национальных судов или же на их предыдущие решения, подтверждающие законность всей практики оптимизации налогов, включая использование мошеннически зарегистрированных компаний, предпринимаемое компанией ЮКОС в 2000–2003 годах. Таким образом, невозможно утверждать, что власти либо пассивно смирились, либо активно поддерживали подобные действия. ЮКОС не смог показать, что другие российские налогоплательщики также использовали или продолжали использовать аналогичную оптимизацию и что в отношении компании выборочно осуществлялись правоприменительные действия. Компания применяла схемы по оптимизации значительной сложности, что включало в себя среди всего прочего мошенническое использование торговых компаний, зарегистрированных в регионах страны, предоставлявших налоговые льготы.
Статья 18 (Пределы использования ограничений в отношении прав)
Суд определил, что долг ЮКОСа в рамках осуществления правоприменительной практики возник в связи с законными действиями российского правительства по противодействию уходу от налогов. Принимая во внимание утверждения ЮКОСа о том, что действия государства были политически мотивированными, суд признает, что дело вызвало огромный общественный интерес. Однако, помимо уже выявленных нарушений, нет признаков проблем или недостатков в процессе против ЮКОСа, которые позволили бы суду сделать вывод о том, что Россия неправомерно использовала данный процесс для уничтожения компании ЮКОС с целью захвата ее активов.
Таким образом, Европейский суд прямо признал, что ЮКОС: а) не платил налоги, используя незаконные схемы налоговой оптимизации; б) государство законно взыскало с него налоги и штрафы; в) ссылки компании на отсутствие ясных законов и избирательное применение законодательства абсолютно необоснованны. Правда, государство перегнуло палку с взысканием штрафа, в отношении которого истек срок давности, и со слишком большим исполнительским сбором. Вот за это с государства и причитается 1 миллиард 800 миллионов евро. А остальные десятки миллиардов государство взыскало абсолютно обоснованно. Точка.
И вот тут коса Европейского суда нашла на камень позиции Гаагского арбитража, который трактует налоговую историю и банкротство ЮКОСа прямо противоположным образом. По мнению арбитража, государство «атаковало» ЮКОС с целью захватить его активы, и, используя налоговые претензии как предлог, «экспроприировало» то, что принадлежало его инвесторам. Да, конечно, ЮКОС виноват в том, что использовал мутные налоговые схемы, подтвердил арбитраж (совпав хоть в этом с мнением ЕСПЧ), но это если и извиняет государство, то не сильно. Но мы согласны дать ему «скидку» 25%. Итог: к платежу 50 миллиардов долларов.
Конечно, многие эксперты говорят, что арбитраж смотрел на «налоговый» эпизод «дела ЮКОСа» с точки зрения Энергетической хартии и ее положений о защите интересов инвесторов от экспроприации. А Европейский суд смотрел на это же дело с точки зрения защиты «прав человека» компании, как они могут быть истолкованы в соответствии с Европейской конвенцией. И поскольку эти два международных инструмента совершенно различны, как и подходы судов, то получился весьма странный результат: используя законные налоговые претензии, государство «экспроприировало» ЮКОС. Но тут необходимо учитывать, что оба суда имели дело приблизительно с одним и тем же набором фактов, и надо что-то делать с ситуацией, когда одним судом человек признается убитым, а другим – живым. Как реально разрешить подобное противоречие, я думаю, сейчас не знает ни один юрист в мире. Есть, разумеется, риск, что все может остаться так, как есть, и стороны на протяжении многих лет будут тыкать друг другу в лицо противоречащие решения и разрывать ими мозги у судей в различных юрисдикциях. Но в ближайшее время за эту проблему придется взяться обычному нидерландскому районному суду, куда Россия подаст заявление об оспаривании решения Гаагского арбитража по мотивам нарушения процедуры суда, превышения им полномочий, внутренних противоречий решения. И именно там разразится первый этап грандиозной юридической битвы, на которую Россия наверняка бросит максимум усилий. Так что и Страсбург, и Гаага – всего лишь прелюдия.
Парадоксально, но, несмотря на то что Россия категорически не приемлет и решение Гаагского арбитража, и решение Европейского суда, ей явно было бы выгодно признать и исполнить решение последнего. Во-первых, признавая и опираясь на него, она может утверждать, что, по сути, правильно обанкротила ЮКОС, пусть и допустила некоторые ошибки (даже самые цивилизованные страны нет-нет, да и нарушают Конвенцию). Во-вторых, используя решение Европейского суда (позиция которого корреспондирует еще с несколькими решениями по «делам ЮКОСа»), можно утверждать, что решение Гааги «политически мотивированно». ЕСПЧ с семью судьями может лучше разобраться в деле, чем арбитраж с тремя. Плюс слушания по «делу ЮКОСа» были (в отличие от арбитража) абсолютно публичны и всегда доступны к просмотру на сайте ЕСПЧ. В-третьих, ЕСПЧ установил в своем решении весьма витиеватую процедуру его исполнения: два миллиарда евро должны быть выплачены всем акционерам ЮКОСа по данным реестра на дату ликвидации компании. А это тысяч 40–50 миноритарных акционеров. Осуществление подобной схемы, включая установление всех акционеров и их наследников, займет, даже с учетом самого разумного подхода, годы, а долю, причитающуюся группе «Менатеп», можно сразу арестовать в возмещение нанесенного ей ущерба по разным уголовным делам – пусть идут снова в Страсбург и судятся. А мелкие акционеры организованно (как это часто сейчас бывает) могут отказаться от своих копеек. Вот и вся проблема.
Так что те, кто говорит, что Европейский суд «снова наказал Россию», в корне не правы. Он, наоборот, как мог, ей помог. Просто России надо немного убавить агрессии и хорошенько подумать, чтобы правильно использовать решение Страсбурга.