Спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин на пленарном заседании Государственной думы РФ. Фото: Александр Шалгин / Пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС
Экономический кризис и борьба с врагами России – как внешними, так и внутренними, видимо, вполне однозначно определят весеннюю повестку законотворческой деятельности.
«Дядь, дай 10 копеек!», или «400 сравнительно честных способов отъема денег у населения»
Например, тот факт, что бюджетные расходы будут сокращаться, уже напрямую признал председатель Госдумы Сергей Нарышкин. И хотя спикер жестко оговорил, что речь идет только о неэффективных расходах, есть подозрение, что критерии эффективности будут определяться общей суммой, которую потребуется сэкономить.
Одной из болевых точек в социальной сфере по-прежнему остается пенсионная реформа, с которой, кажется, уже никто не знает, что делать. Дальнейшее замораживание накопительного элемента в текущей ситуации представляется идеальной страусиной позицией.
Попытки найти доходы хоть на чем-нибудь могут несколько остудить пыл борцов за нравственность и здоровье населения в целом и детей в частности. Первые шаги в этом направлении были сделаны в конце осенней сессии, когда депутаты частично вернули в телерадиоэфир и на страницы газет рекламу алкоголя. В эту концепцию вписываются и предложения о смягчении запретов на курение (что может немного облегчить ситуацию, например, в ресторанном бизнесе) и совсем свежая просьба режиссеров все же выдавать прокатные удостоверения (со всеми оговоренными возрастными ограничениями) фильмам с нецензурной бранью. Впрочем, эти инициативы пока следует признать скорее теоретическими.
Следующее важное направление, в котором депутатам предстоит вместе с правительством проявить творческий подход к исполнению поручений президента Путина, – офшорная амнистия. То, что так вдохновляло в начале декабря, к середине января предъявило неприятный сюрприз: первоначальный замысел амнистии вступает в прямое противоречие с требованиями ФАТФ и грозит включением России в «черный список» этой международной организации. Парламентариям придется поискать выход из этой щекотливой ситуации, когда и не исполнить нельзя, и исполнение ни к чему хорошему не приведет.
Очевидно, что перечисленными пунктами варианты изыскания дополнительных средств не ограничатся, однако предполагать, какой именно способ станет 401-м, – значит заведомо вступить в неравную интеллектуальную борьбу с опытными законотворцами. В конце концов, есть такие источники, как налоги, тарифы, штрафы и прочие прибыльные материи. Но не будем им подсказывать – сами справятся.
Кто не с нами, тот против нас
Воспитание патриотизма и искоренение неблагонадежных элементов и помыслов будут совершенствоваться. На первом же заседании Дума приняла в первом чтении проект закона о нежелательных организациях. К юриспруденции это определение и предложенная процедура, разумеется, не имеют никакого отношения, но в деле укрепления государственного строя и выявления угроз ему это не так уж и существенно. Что успешно доказывает и подоспевшая идея депутатов, обладающих репутацией солидных и грамотных, но чрезвычайно гибких юристов, – запретить участвовать в разрешенных митингах гражданам, имеющим административные взыскания за нарушения во время массовых акций.
В этом же направлении можно прогнозировать развитие депутатских мыслей в том, что касается регулирования медиасферы и интернета. В свете недавних событий речь может идти об усилении защиты религиозных чувств и нейтрализации тех же соцсетей как центра оппозиционного сопротивления.
Усиливается и борьба с терроризмом – на сегодняшний день в виде уже представленного в Госдуму законопроекта об ответственности родственников террористов. Пока – материальной, но совершенству, как известно, нет предела.
Дело житейское
На февраль назначено второе чтение проекта закона о профстандартах – того самого, который может запретить работать не по специальности. Зато, судя по последним дополнениям в текст, закон будет допускать руководство той или иной отраслью без профильного образования: лишь бы менеджер был грамотный. По этой логике, кстати, следует прекратить упреки в адрес Анатолия Сердюкова, связанные с его «довоенным» табуреточным прошлым.
В феврале же Дума планирует ратифицировать соглашение с Испанией об усыновлении детей. Едва ли тут требуются какие-то дополнительные разъяснения – разве что следует помнить о том, что с США при известных обстоятельствах подобное соглашение было разорвано через полгода после того, как вступило в законную силу.
Определенной корректировке будет подвержено и избирательное законодательство. Профильный комитет продолжает искать способы усилить влияние губернаторов на мэров, а президента – на губернаторов. Кроме того, в следующем году пройдут выборы в Государственную думу, поэтому 2015-й – последний шанс внести какие-то уточнения в федеральное законодательство.
9 мая будет отмечаться 70-летие победы в Великой Отечественной войне. По этому случаю Госдума проанонсировала еще одну «широкую экономическую амнистию» – как писали ранее газеты, документ уже готовится, и он должен оказаться более заметным по сравнению с предыдущим аналогичным решением 2013 года.
Чтобы все дрожали, чтобы уважали
Выступления Госдумы на международной сцене и раньше-то не отличались деликатностью, а в последний год все чаще проходят в жанре боевика. В условиях санкций и осложнения отношений с окружающим миром депутаты пугают себя и избирателей информационной и натуральной войной, что освобождает их от необходимости блюсти приличия. Если ситуация в системе взаимоотношений Россия – Запад не начнет улучшаться (а кто сказал, что она начнет?), то законодатели не станут стесняться. Уже много месяцев (и вчерашнее заседание не стало исключением) на Охотном Ряду звучат требования признать так называемую Новороссию. Пока Кремль сопротивляется, на словах выступая за сохранение территориальной целостности Украины. Но ровно год назад руководство страны и о Крыме говорило как о безоговорочно украинской территории. Еще одна огнеопасная в этом смысле точка – Южная Осетия. Соблазн присоединить и эту территорию к себе велик, а ситуация, когда «все равно терять уже нечего», довольно часто приводит к полной потере самоконтроля.
Неочевидны и перспективы взаимодействия с европейскими структурами – ПАСЕ, Советом Европы и, как следствие, с ЕСПЧ. Обиженная империя непредсказуема.