Universo Racionalista
Дик Свааб. Мы – это наш мозг: от матки до Альцгеймера (Wij zijn ons brein: van baarmoeder tot Alzheimer). Издательство Ивана Лимбаха, 2013
Автор книги, Дик Свааб – крупный ученый, более тридцати лет проводивший исследования в Нидерландском институте исследования мозга. Он также стал основателем Нидерландского банка мозга, где собираются и микроскопически исследуются ткани разных отделов мозга людей, которые завещали их для науки. В течение 20 лет, пишет он, банк смог предоставить для пятисот исследовательских проектов в разных странах мира десятки тысяч фрагментов мозгового материала от трех тысяч доноров. Свааб был свидетелем и непосредственным участником процесса стремительного совершенствования методов исследования мозга в последние десятилетия.
Все, что мы думаем, делаем или не делаем, пишет доктор Свааб в первых строках книги, осуществляется нашим мозгом; строение этой фантастической машины определяет наши возможности, наши ограничения и наш характер, – после чего на читателя обрушивается поток сведений. Главным героем книги оказывается не только кора больших полушарий, не только память, восприятие, принятие решений – совсем нет, таинственные гипофиз, таламус и гипоталамус обсуждаются гораздо больше.
Например, в ходе беременности гипофиз вырабатывает гормон пролактин, который отвечает за поведение, ориентированное на устройство «гнезда»: уборку помещения, приведение в порядок будущей детской. В больнице королевы Вильгельмины в Амстердаме, сообщает доктор Свааб, наблюдался пациент с опухолью гипофиза, вырабатывавшей женский гормон пролактин. Пациент с большим удовольствием помогал убирать помещение и мыть с мылом шкафчики.
«Гипоталамус имеет решающее значение для выживания индивида и всего вида», – не раз повторяет автор. Уже во второй главе мы начинаем узнавать о роли гипоталамуса плода при родах. Сигналом для начала родов является снижение уровня глюкозы у плода в результате того, что плоду уже не хватает питательных веществ. Клетки гипоталамуса реагируют на уровень глюкозы, при его пороговом значении они активируют стрессовую ось: гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников. В гипофизе начинает производиться адренокортикотропный гормон, он доставляется кровотоком в железу коры надпочечников, где начинает производиться стресс-гормон кортизол. Гормон тоже попадает в кровь и воздействует не только на плод, но и на плаценту матери. У нее тут же откликаются собственные гормоны – и машина родов запущена. Когда головка плода давит на выход из матки, сигнал через спинной мозг передается в мозг матери, и ее гипофиз вырабатывает увеличенную порцию гормона окситоцина, что усиливает схватки. «Если роженице делают обезболивающий укол в спину, это послание в ее мозг больше не поступает, и гипофиз производит меньше окситоцина, так что часто приходится делать инъекции этого гормона, чтобы вызвать более сильные схватки», – пишет Свааб, специально изучавший функционирование мозга матери и плода во время родов. Страницы, посвященные многообразным ролям окситоцина в главе «Развитие: рождение и родительская забота», читаются как детективный роман.