Сувенирная тарелка в гостинице Казани.

Сувенирная тарелка в гостинице Казани.

REUTERS / Stefan Wermuth

Владимир Путин стал политическим долгожителем. У власти он находится дольше, чем подавляющее большинство политических лидеров в других странах мира. Это неудивительно: в течение длительного времени Путин весьма эффективно решал основную проблему российского правящего класса – проблему легализации собственности. Ныне российский собственник признан и в России, и за рубежом. Однако из инструмента для решения проблем Путин сам превратился в проблему. Это из-за него собственник теряет не только деньги, но и достойное место в той международной среде, присоединиться к которой всегда мечтал. Беднеет и средний россиянин, забота о котором была публичным козырем российского руководства. Все плохо. И будет только хуже.

Неудивительно, что будущее политического режима снова обсуждается с разных сторон: от перспектив дворцового переворота до очередной рокировки по типу 2008 года. Признаки грядущих перемен усматривают даже в таких малозначительных событиях, как переход на другую работу одного из давних соратников вождя. В действительности они свидетельствуют лишь о том, что Путин сохраняет полную уверенность в своих силах – иначе не стал бы разбрасываться соратниками-тяжеловесами. Рассуждения о том, что в «элитах» зреет некий заговор, выглядят фантастически. Кто свергать-то будет? Шойгу? Бортников? Бастрыкин?

Это отнюдь не единственная отсутствующая предпосылка, необходимая для успешного государственного переворота. Собственно говоря, таких предпосылок нет вообще. Законного пути сменить Путина вопреки его воле тоже нет. Нет, Россия располагает полным набором институтов, которые имитируют либеральную демократию, то есть политический режим по сути своей предполагает возможность сместить действующего носителя власти легальным путем. В демократической стране, пусть даже и с такими беспредельными президентскими полномочиями, как в России, в процедуре смены власти могли бы быть задействованы и парламент, и Конституционный суд, и даже правящая партия, которая могла бы выдвинуть альтернативного лидера.

Предпосылок для переворота нет. Законного пути сменить Путина вопреки его воле тоже нет

Но в России этого не произойдет. Все перечисленные институты находятся под полным политическим контролем исполнительной власти, то есть того же Путина. Это он решает, кто пройдет в парламент, кто – в Конституционный суд, а кто – в руководство «Единой России» и Народного фронта. Да, с утратой контроля эти институты могли бы вернуться к жизни, но сами они поспособствовать такому повороту событий не могут. Им суждено оставаться мусором на поверхности водоема. Бросаются в глаза, но на подводные течения не влияют.

Что из этого следует?