Фото: Арсений Несходимов
Выпускник химфака МГУ Иван Афанасов изобрел вторую кожу — повязку для ран и ожогов из биополимера, который ускоряет заживление в несколько раз и, сделав свое дело, бесследно рассасывается. Чтобы сделать из своего изобретения товар, ученый переквалифицировался в предпринимателя. Пока объем продаж компании Афанасова составляет лишь около 2 млн рублей в месяц, но в ближайшей перспективе он планирует заменить обычные бинты и вату во всех российских больницах на свои наноматериалы и начать экспорт за рубеж.
Первая компания: фильтры из нанопряжи
Афанасов с детства хотел поступить в МГУ: его родители, сотрудники химфака и факультета почвоведения, привили ему любовь к биологии и химии. Так и вышло: первую научную публикацию и патент на изобретение он получил еще на 3–4-м курсе химфака, а к 24 годам защитил кандидатскую. Но его исследования так и не вышли за пределы лабораторий. Тогда Афанасов понял: чтобы открытия получили применение, нужно самому делать из них коммерческий продукт.
При всей популярности слова «нано» мало кто понимает, что это, собственно, такое. Строго говоря, объект становится нано, когда его толщина не превышает 100 нм (что в 800 раз тоньше человеческого волоса). В промышленности «нано» добавляют и к объектам размером 300–500 нм.
Впрочем, размер — не главное. Главное, что когда диаметр волокон достигает наноуровня, то материал приобретает новые свойства, становится одновременно и прочнее, и пластичнее. Например, карбид кремния — прочный, огнеупорный материал, который используют в металлургии. Если сделать из него нановолокна, сотканный из таких волокон материал становится еще в 3–4 раза прочнее. Именно его сделали Афанасов и его коллега по лаборатории Андрей Матвеев.
Для его создания они использовали растворимые полимеры и электрическое поле высокой напряженности. Материалы из волокон, полученные таким способом (электроформованием), обычно используют неткаными — волокна в них расположены случайно, образуя пористый материал. А если это пористый материал, то самое очевидное применение — фильтр. Афанасов понял, что с помощью того же электроформования можно делать нанофильтры, задерживающие частицы, которые пропускают обычные пористые материалы.
Как-то описание метода, оставленное Афанасовым для студентов на сайте химфака, обнаружил Дмитрий Перминов, глава компании «Биотекфарм». Компания производит перевязочные материалы и пластыри, и Перминов знал, что нановолокнистые материалы идеально подойдут для фильтров и сорбентов. В итоге Перминов, Матвеев и Афанасов основали компанию «Эфтэк», которая производит нановолокнистый материал из полиамида для самых разных продуктов.
Начали с медицинских масок из наноматериала, которые задерживают частицы в 15–20 раз мельче, чем обычные (0,02 мкм и 0,3–0,4 мкм соответственно). При этом себестоимость наномаски не больше обычной. Сейчас компания разрабатывает маски, повторяющие форму лица, которые плотнее прилегают и поэтому фильтруют так же тщательно, как профессиональные респираторы.
Потом компания разработала и наладила выпуск антибактериального материала под названием SNS, который хорошо задерживает микробы, а воздух, наоборот, пропускает. Его «Эфтэк» продает для производства операционного белья и одноразовой медицинской одежды.
На основе той же технологии, применяя разные полимеры, компания стала выпускать сорбенты для нефтеочистки, мембраны для сепараторов; сейчас в разработке фильтры для воды, крови, топлива. Отдельный проект — сигаретные фильтры. По словам Перминова, в «Эфтэк» сделали материал, который в 30 раз снижает уровень вдыхаемых курильщиком смол. Сейчас компания собирает установку для первых десяти тысяч съемных фильтров.
Перминов вложил в «Эфтэк» 2,5 млн рублей как бизнес-ангел, предоставил Афанасову офис и лабораторию «Биотекфарма». Чуть более половины доходов «Эфтэк» получает от продажи материала по уже отработанным формулам, 40% выручки составляют контракты на разработку от компаний — потенциальных клиентов. В 2015 году Афанасов ожидает выручку 9–11 млн рублей.
Компания нацелена продавать материалы именно для медицинских изделий, где бренд уже более-менее известен и можно легко масштабировать бизнес. Пока на фильтрующий материал для медицинских изделий приходится половина продаж компании, на материалы для сорбции нефти — 35%.