GNL Media / Getty Images

«Мы стоим в одном шаге от торговли воздухом», – пишет в новом лонгриде газеты Guardian журналистка Софи Элмхерст. И действительно, кажется, что человечеству осталось только сделать известную поговорку реальностью, ведь оно уже построило многомиллиардный бизнес по продаже воды, которая изначально была бесплатным базовым благом. За последние несколько десятилетий вода из бутылки превратилась в повсеместный товар, а рынок наводнили «водные» бренды. В 2013 году мировой рынок бутилированной воды составлял $157 млрд, а к 2020 году, по данным Элмхерст, он вырастет до $280 млрд. С 1980 года (примерное время, когда вода начала возвращаться на рынок напитков) ее продажи выросли в 100 раз.

При этом только самые искушенные ценители действительно понимают, чем отличаются различные марки воды между собой. Есть предложения подешевле, есть подороже, есть и совершенно безумные варианты, вроде того, что предлагает компания Beverly Hills 90H20. Бутылка воды Luxury Collection, Diamond Edition стоит $100 тысяч – ее крышка сделана из белого золота и 850 белых и черных бриллиантов. Благодаря грамотным рекламным кампаниям потребители стали воспринимать воду как что-то изысканное – что-то, что можно дегустировать наряду с вином. Guardian окунулась в мир воды и попыталась понять, как мир дошел до «водяной лихорадки».

Вода уже довольно давно не может быть обычной водой: она обязательно должна обладать суперспособностями. Overly Fitness напоит вас в два раза быстрее обычной воды; FATwater даст вам энергию благодаря содержащимся в ней «полезным жирам»; Buddha избавит вас от целлюлита, а Virtue Energy Water взбодрит «естественным» кофеином. По крайней мере именно такие эффекты обещают производители. В моде кокосовая вода (вроде Vita Coco), рынок которой только в одной Великобритании составляет сейчас £100 млн. Более простые варианты воды на самом деле тоже непростые: все они различаются по месторождению, способам обработки и содержанию витаминов и минералов.

Именно из-за разницы в минерализации обычная с виду вода от разных производителей отличается по вкусу. SmartWater от Coca-Cola, например, содержит в себе хлорид кальция, хлорид магния и бикарбонат калия. Вода Dasani – сульфат магния, хлорид калия и соль. Содержание веществ может варьироваться, но ключевые составляющие в любой бутилированной воде – это натрий, магний и кальций.

Бутылка воды Luxury Collection, Diamond Edition стоит $100 тысяч – ее крышка сделана из белого золота и 850 белых и черных бриллиантов

Отсутствие сахара в бутилированной воде – один из ключевых факторов ее популярности, ведь все это разнообразие прежде всего рассчитано на адептов здорового образа жизни. Звучит немного абсурдно, но именно этот факт привлекает современного человека, окруженного со всех сторон сладкой газировкой. В этом году правительство Великобритании объявило, что в ближайшие два года введет налог на сахар в безалкогольных напитках. Постоянное употребление сладкой газировки приводит к ожирению, и тот факт, что чаще всего ее пьют дети, не добавляет ничего хорошего к ее репутации. Движение против сахара набирает обороты по всему миру. В этих условиях и без того процветающая индустрия бутилированной воды получит еще больший толчок.

Впрочем, за тем, содержится ли сахар в воде, которую вы покупаете, нужно пристально следить – он есть во многих напитках, которые на первый взгляд выглядят максимально диетическими. Например, в бутылках Glacéau Vitaminwater от Coca-Cola содержится 32 г сахара – это равноценно 3–4 чайным ложкам, притом что Всемирная организация здравоохранения советует не употреблять в день более шести ложек добавленного в продукты сахара. Отдельно стоит следить и за натрием, которого в некоторых марках бутилированной воды может быть намного больше нормы – употреблять напитки, в которых содержится больше 20 мг натрия на литр, не рекомендуется.