Когда ты приходишь в детскую шахматную школу серьезно заниматься, одна из первых общих концепций, которую преподает хороший тренер, формулируется примерно так: «Лучше играть по плохому плану, чем вовсе без плана». Если ты делаешь ходы вразброс, точно проиграешь; если реализуешь последовательный план, даже несовершенный, тут уж зависит от концепции противника, какая победит.
Примерно из таких соображений (как мне всегда казалось) разрабатываются рамочные документы национального уровня – доктрины, концепции, долгосрочные планы. Будь то сфера образования или ЖКХ, внешней политики или строительства – в каждой из них можно принять сто мелких и вроде бы нужных законов, но если они будут существовать каждый сам по себе, вне единого контекста и рамочного плана, то пользы от них не будет. Поэтому на верхнем уровне стратегического планирования оцениваются долгосрочные тренды, вызовы, угрозы и перспективы, формируется общее видение развития той или иной отрасли и потом, уже исходя из него, разрабатываются конкретные мероприятия.
Так в теории, но на практике есть, например, свежеиспеченная «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». Та самая, которая среди важнейших задач государственной политики в сфере информационной безопасности перечисляет «нейтрализацию информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и «нейтрализацию информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества».
Внимательно прочитав ее, я, кажется, впервые с шахматной школы испытал разочарование в концепции о том, что лучше плохой план, чем никакого. Новую доктрину информационной безопасности никак нельзя упрекнуть в непоследовательности: напротив, она компактна, понятна, совершенно однозначна и по-своему логична. Враг находится снаружи; угроза – снаружи. Интернет – это один из фронтов глобальной геополитической борьбы (даже войны); на этом фронте вражеские спецслужбы и разведки, используя свое преимущество в технологиях и контроль за ключевой инфраструктурой интернета, пытаются вторгнуться в головы российской молодежи, а также нарушить работу российской банковской системы и украсть все секреты. Соответственно, защищаться от этого надо, укрепляя электронные рубежи, повышая степень автономности российского сегмента Сети и развивая собственную элементную базу для создания серверов и сетей.