Статья Евгения Рощина продолжает цикл о политических свободах и республиканизме центра Res Publica Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Почему сегодня в мире существует спрос на классические республиканские идеи? Это связано как с республиканским определением свободы, которое отличается от либерального (отсутствие зависимости vs отсутствие вмешательства), так и со взглядом на участие граждан в управлении и восприятием общего блага. Смысл представительной демократии заключается в том, что граждане делегируют выбранным представителям право принимать законы, согласно которым осуществляется управление общими благами. По большому счету, роль гражданина здесь сводится к периодическому голосованию за представителей и уплате налогов. Участие граждан отдается на аутсорсинг нанятым представителям.
В классических республиках модель гражданина, как и вовлеченность в дела сообщества, были иными. Но разница между двумя системами состоит не просто в степени участия, а в идее, которая ставит знак равенства между гражданином и участием, что, в свою очередь, определяет легитимность политических институтов. Эта идея стара как мир и была сформулирована еще Аристотелем в «Политике»: «Одно из условий свободы – по очереди быть управляемым и править». В силу профессионализации и специализации современной жизни такая идея нам кажется по меньшей мере странной. Многие из нас склонны считать, что каждый должен заниматься своим делом и от этого дела нас лучше не отвлекать. Однако многим из нас точно так же кажется естественной, например, всеобщая воинская повинность для мужчин и долг защищать Родину. Каждый годный к службе мужчина тратит на исполнение повинности год жизни и получает навыки, которые с большой вероятностью останутся никому не нужными в современном обществе. Так почему же нам не взглянуть под этим углом на республиканскую идею участия граждан в управлении?