Украинский режиссер Олег Сенцов, задержанный в Крыму по подозрению в подготовке терактов, в Лефортовском районном суде. Фото: Михаил Почуев / ТАСС

Украинский режиссер Олег Сенцов, задержанный в Крыму по подозрению в подготовке терактов, в Лефортовском районном суде. Фото: Михаил Почуев / ТАСС

В субботу, 7 сентября, Россия и Украина провели обмен заключенных по схеме «35 на 35». В Киев вернулись, в частности, режиссер Олег Сенцов и анархист Александр Кольченко, которых арестовали в 2014 году, пытали, а затем осудили за терроризм; моряки, задержанные после инцидента в Керченском проливе в ноябре 2018 года; и многие другие. Больше года заключенным помогала журналистка Виктория Ивлева: стояла с одиночным пикетом у здания администрации президента, добиваясь выдачи арестантов на Украину, и носила им передачи в тюрьмы.

Последняя передача

20 августа я обнаружила, что в «Лефортово» привезли восемь украинских политзаключенных с разных концов страны, и стало понятно, что обмен не за горами. Последний раз мы отнесли им передачи 5 сентября, в тот самый день, когда Константина Котова приговорили к четырем годам колонии за требование соблюдать Конституцию России.

За несколько дней до этого приговора Костя совершенно неожиданно познакомился с моряками, которых мы кормили в «Лефортово» долгие девять месяцев. Они ехали вместе в одном автозаке после апелляций в Мосгорсуде. Костя написал мне об этом из СИЗО: «Ребята бодрость духа не теряют: всю дорогу смеются. Выглядят хорошо. Передачи им впрок идут. Да, какие перипетии судьбы – был по одну сторону решетки, а оказался, пусть и ненадолго, вместе с ними по другую».

Олег Сенцов, украинские моряки и другие украинские политзаключенные свободны. Борьба за свободу Кости Котова только начинается. Сколько раз в какие СИЗО и тюрьмы придется носить для него передачи – неизвестно. Иногда мне кажется, что последние лет 100 российская интеллигенция только и делает, что собирает и пакует передачи в следственные изоляторы и на зоны разным невинным людям.