Пока музыканты и любители по всему миру играли на испанской шестиструнной гитаре, в России на протяжении XIX и, отчасти, XX века играли на другом инструменте – русской семиструнной гитаре. Среди причин заката «семиструнки» – и мода на шестиструнную, и советская борьба с «мещанством»: русская гитара олицетворяла старый дореволюционный быт.
Главным популяризатором русской гитары был композитор, виртуоз и человек необычайной энергии – Матвей Степанович Павлов-Азанчеев. Вопреки всему, он верил в «светлое будущее “семиструнки”», мечтал «утереть нос шестиструнникам» и немало в этом преуспел.
Однако в 1946 году Павлов-Азанчеев был приговорен к 10 годам лагерей. Его надолго забыли, а русская семиструнная гитара постепенно вышла из обихода.
О незаслуженно забытом инструменте и композиторе рассказываем в самом музыкальном выпуске подкаста «Единица хранения» вместе с гитаристом Олегом Тимофеевым.
Содержание:
00:00 Музыкант Олег Тимофеев о единственной гитаре, которая долгое время была распространена в России
01:16 Репрессированный музыкальный инструмент
02:32 Кратковременное возрождение семиструнной гитары и борьба с «цыганскими проявлениями» при советской власти
03:57 Матвей Степанович Павлов-Азанчеев – главная фигура в истории семиструнной гитары
05:33 Приключения архива Павлова-Азанчеева
08:00 «Поражает, насколько рано Павлов оказался в Московской консерватории».
11:36 Запись Павлова начала ХХ века
12:27 Павлов-Азанчеев vs. Андрес Сеговия: противостояние семиструнной и шестиструнной гитары
13:50 Афиша концерта Павлова-Азанчеева 1927 года
15:10 «А у нас, семиструнников, нет, что ли, Сеговии?»
20:40 Чем отличается шестиструнная гитара от семиструнной
22:05 Соната о Великой Отечественней войне, как прошение о помиловании
24:13 Почему Павлов-Азанчеев не попал на смотр-конкурс игры на музыкальных инструментах в Москве
25:20 Переписка московских гитаристов и попытка организовать помощь от «гитарной семьи»
27:54 Музыкальные письма Павлова-Азанчеева из ГУЛАГа
33:31 «Смешно писать испорченную биографию».
35:33 «Посылаю тебе именинный пирог – менуэт в трех частях»
36:39 Музыкальная ценность произведений Павлова-Азанчеева и его величие как гитариста
38:40 Вальс из балета «Навстречу солнцу» в исполнении Павлова-Азанчеева
40:16 Исполнитель и композитор из поколения титанов
41:42 Недолгая жизнь после освобождения
42:29 Что еще можно найти в архивах о биографии и творчестве Павлова-Азанчеева
Сотрудники Международного Мемориала – Анна Марголис, Вася Старостин, Арен Ванян и Мария Меньшикова. В работе над подкастом участвовали Олег Тимофеев и Александр Агаджанян.