Статуя Атланта в Нью-Йорке, фото статуи было использовано на обложке книги "Атлант расправил плечи". Фото: wikipedia.org

Статуя Атланта в Нью-Йорке, фото статуи было использовано на обложке книги "Атлант расправил плечи". Фото: wikipedia.org

«Атлант расправил плечи» (1957) – вторая после Библии книга, оказавшая наибольшее влияние на американскую культуру и настольная книга многих предпринимателей со всего света (включая Евгения Чичваркина). Это единственное произведение массовой культуры, в котором в центре сюжета находятся предприниматели, показываемые в позитивном свете. Прошло больше полувека с момента написания романа, но он все еще вызывает бурные споры у экономистов, литературоведов и обывателей.

Известно, что сюжет антиутопии «Атлант расправил плечи» частично основан на воспоминаниях писательницы о советской России, а частично – на реформах Франклина Делано Рузвельта. Но это не единственные исторические параллели, которые можно найти в «Атланте».

«Если бы меня попросили выбрать дату, которая знаменует роковой поворот на дорогу, ведущую к окончательной гибели американской промышленности, а также самый позорный законодательный акт, я выбрала бы 1890 год и Закон Шермана», – заявляла писательница, ссылаясь на первое американское антитрастовое законодательство, которое наверняка хотя бы частично вдохновило ее на создание Директивы 10–289 из романа.

Но «Атлант» – крайне индивидуалистическое произведение, в котором Рэнд ставит во главе угла личность. Одна из задач книги – показать, какими должны быть люди, а какими нет. Примитивизация персонажей в романе является намеренной, вызванной максимализмом Рэнд, ее идеями о том, что люди делятся на «плохих» и «хороших», на тех, кто следует по пути созидания (и идет по пути капитализма), и тех, кто практикует «паразитизм», или «антижизнь» (и, соответственно, идет по пути социализма).

Поэтому особенно интересен тот факт, что у некоторых героев – и злодеев – «Атланта» были реальные исторические прототипы. Их истории помогают лучше понять взгляды Рэнд на американскую действительность в целом и Позолоченный век в частности.