Русская пехота в строю, 1917 год. Фото: wikipedia.org

Русская пехота в строю, 1917 год. Фото: wikipedia.org

Дарвиновская теория естественного отбора вполне применима к социальным институтам, бизнесам и политическим режимам. Как минимум она дает еще один угол зрения, с которого на них иногда полезно посмотреть.

Напомню, что, согласно Дарвину, эволюция происходит не оттого, что кто-то, сознательно работая над собой, улучшается, а оттого, что менее эффективные организмы и виды выбраковываются отбором, при этом преимущества получают те, кто в результате случайной мутации приобрел более эффективное в текущих условиях свойство. Это свойство наследуется выжившими. При прочих равных, чем быстрее происходит выбраковка менее эффективных, тем быстрее эволюция, которую применительно к социальным системам обычно называют словом прогресс.

Война как санитар

Всю историю человечества войны были одним из важнейших факторов развития политических и социальных систем. Можно вспомнить, какое влияние визит американских канонерок оказал на развертывание в Японии реформ эпохи Мэйдзи, или о том, как поражение в Крымской войне подтолкнуло царскую Россию к отмене крепостного права и другим прогрессивным реформам.

Именно стремление выиграть войну либо работа над ошибками после проигранной заставляли многие правительства по всему миру копировать передовые социальные практики даже тогда, когда они вызывали возмущение элит и культурное неприятие большинства населения. Петр I заставил дворян учиться грамоте и брить бороду, Ататюрк отказался от арабской письменности и снизил роль ислама, японское правительство прекратило безусловные выплаты самураям и запретило им носить мечи – все это предельно непопулярные меры, на которые не отважилось бы ни одно правительство, если бы не считало, что иначе безнадежно отстанешь от конкурентов и проиграешь войну.

Мир жил по принципу: модернизируйся или будешь сметен тем, кто модернизировался быстрее. Иными словами, войны являлись механизмом выбраковки неэффективных социальных практик, которые исчезали либо вместе с не умеющим меняться государством, либо в результате сознательных действий государства, меняющегося, чтобы выжить.