
Медицинские сотрудники посещают пациента московской инфекционной больницы. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС
Пандемия COVID-19 стала краш-тестом для мировой медицины и стимулом для масштабных инвестиций в разработку тестов, вакцин и вообще в медицинские технологии. Развитые страны извлекут из этой встряски полезные уроки для модернизации своих систем здравоохранения. Возможно, случится очередной виток реформ и в наших широтах. Разговор в основном о России, но есть сравнения с Грузией, Беларусью и Украиной.
Первый вопрос — можно ли было избежать коллапса регионального здравоохранения, учитывая его состояние? Видимо, нет, поскольку пропускная способность и медицинская продуктивность первичного звена и стационаров ограничивалась не столько количеством коек, сколько недостатком квалифицированных и мотивированных кадров. А их по госзакупкам за месяц не приобрести — ни с конкурсом, ни без конкурса. Тем более в условиях заведомо неравной конкуренции с Москвой.
Второй — какие реформы здравоохранения могут быть проведены по результатам борьбы с пандемией? Политическая конъюнктура изменилась, в российской медицине появились влиятельные частные игроки, правительство Михаила Мишустина настроено на оптимизацию расходов и внедрение информационных технологий. Опыт борьбы с пандемией показал, что российскую сеть здравоохранения, оставшуюся еще от системы Семашко, можно за пару месяцев полностью переформатировать. У друзей Владимира Путина и придворных олигархов появляется искушение поучаствовать в освоении $60 млрд в год — столько составляет консолидированный государственный бюджет на здравоохранение — и еще примерно такой же суммы, складывающейся из официальных и неофициальных расходов населения на медицину. В сегодняшней России капитаны медицинской бюрократии — главные врачи региональных и федеральных стационаров и чиновники от здравоохранения — вряд ли смогут удержать за собой такой большой кусок пирога.
Спасенные корпорации
Сразу оговоримся, что в постсоветских странах, медицинские системы которых мы анализируем, особняком стоит Грузия. В Грузии государственное здравоохранение в 1990-х умерло, по меткому выражению доктора Ираклия Дарцмелия, так же, как умерла система центрального отопления в Тбилиси. В то время, когда жители столицы Грузии топили свои дома буржуйками, врачи перешли к частной практике: подушевые расходы грузинского бюджета на медицину составили в 1999 году $0,8 в год, доля здравоохранения в ВВП (составлявшем $2,8 млрд) упала с более чем 4% в 1991 году до 0,59% в 1999-м. Половина из этих нескольких миллионов долларов уходила ведомственной медицине МВД. Первые шаги по реформированию здравоохранения в Грузии начались в 1995–1996 годах. С принятием новой конституции государство отказалось от полного и бесплатного медицинского обеспечения граждан, а советская иерархичная модель сети медицинских учреждений, которая все равно умерла, была заменена на свободную сеть. Развитие медицины в дальнейшем было основано на приватизации большинства стационаров и поликлиник и привлечении частных средств. Грузия — единственная постсоветская страна, в которой и граждане, и страховые компании, и бюджет покупают медицинские услуги у частных медицинских организаций. В интервью Дмитрию Гордону Александр Квиташвили, экс-министр и один из главных реформаторов грузинского здравоохранения уже при Михаиле Саакашвили, говорил: «Почему получилось? Я считаю, потому что мы начали с нуля… В Грузии реально все уже было разрушено. Как ни парадоксально это звучит, я считаю, что это было хорошо, — в том смысле, что выстраивать новое было легче».
В России в 1999–2000 годах государственные расходы на здравоохранение упали до минимальных 3–3,2% ВВП, но это было почти $6 млрд. В Украине в 1999 году общие расходы на здравоохранение составляли 4,5% ВВП при доле госрасходов 65% — это был почти $1 млрд. В Беларуси, где на минимуме в 2000 году общие расходы на здравоохранение составляли 6,1% ВВП, доля госрасходов оставалась высокой, 75,5%, или примерно $585 млн — в 100 раз больше, чем в Грузии.
В результате, потеряв в качестве профессионального медицинского сообщества (кто-то ушел из профессии, кто-то уехал за границу, медицина перестала быть престижной сферой деятельности), системы здравоохранения в Беларуси, России и Украине выжили как бюрократические институты. Начавшиеся в 2000-х попытки избавиться от наследия Семашко упирались в сопротивление корпорации медицинских бюрократов. Тот самый клуб, состоящий из главных врачей тысячекоечных стационаров, руководителей региональных департаментов здравоохранения и национальных руководителей медицины, не дал приватизировать сеть здравоохранения, этот растущий вместе с бюджетами источник административной ренты, не пустил иностранные медицинские и страховые компании на свой рынок.
Я управляю уже достаточно серьезной современной медицинской компанией и у меня есть мечта сделать медицину более эффективной с помощью качественного управления через «бирюзовый» подход.
Спасибо что пишете про проблемные системные моменты в медицине. Мне самому было бы сложно идентифицировать проблемные участки и я бы даже сказал невозможно, как это делаете Вы. Это помогает мне выбирать правильный курс.
Именно в этом я и вижу основную цель вашей профессии, подталкивать нас «реализаторов» к действия во благо людей. С Вами в тандеме у нас есть шанс изменить медицинскую сферу к лучшему.
Очень Вам благодарен и вашему журналу. Других информационных источников, которые мне были бы полезны в медицинском управлении к сожалению нет.
Получил огромное удовольствие от прочтения статьи! Был глубоко тронут рассказами врачей, видевших весь процесс воочию. Спасибо за познавательный материал.
В статье не упоминается одно важнейшее явление - называется "профсоюз".
Всё описанное выше могло бы происходить ВЕСЬМА иначе, если бы наше родное государство не выжигало напалмом любую профсоюзную деятельность, кроме карманной, последние 20 лет.
Именно поэтому у нас такой разрыв в зарплатах между главврачами и всеми остальными, именно поэтому Следственный комитет потерял страх и совесть.
Существуй профсоюз, то после, условно, возбуждения "дела Мисюриной" - была бы национальная забастовка и Бастрыкин через два дня уходил бы в отставку. Не было бы смертности у врачей от Ковида в 500% от европейской от работы без СИЗов. Примеры можно приводить ещё долго.
Старая система здравоохранения, придуманная Семашко, позволила при минимуме средств дать медицинскую помощь практически всему населению (плохонькую, бедную, но всем) и увеличить продолжительность жизни народа. В 90 -е годы стали внедрять страховую медицину в самом плохом и безумном варианте, ориентированном на распил бюджетов. Ни врач, ни пациент в этой системе стали ненужными субъектами, зато колоссально выросла бюрократическая нагрузка врачей.
Потом было принято дикое положение о средней зарплате медиков в соответствии со средней по региону. В результате из провинции исчезли врачи. Люди поняли, что ходить в поликлинику незачем. Спасают частные клиники, но далеко не все могут обратиться в них. Тем не менее, много лет хожу в платные медицинские учреждения. (Первичный визит к специалисту700 рублей, повторный - 500), анализы и обследования тоже за деньги. Однако нет очередей, врачи м медсестры внимательны, вежливы, не надо стоять в очередях - запись по телефону. В этом случае у пациента лишь одна проблема: насколько высока квалификация врача, к которому он обращается. И пациенты ищут врача, которому могут доверять.
Пандемия показала коллапс государственной системы здравоохранения, но власти пытаются доказать, что всё у нас хорошо... за исключеньем пустяка.
Продолжительность жизни все-таки не столько благодаря медицине выросла, а за счёт уровня жизни и отсутствия больших войн. И да - с эпидемиями опасных инфекций покончили, очаги достаточно бдительно мониторились.
Самой главной причиной увеличения продолжительности жизни на планете считается гигиена. То-есть, создание водопровода и очистка воды, а также наличие канализации...
Да, и гигиена связана напрямую с уровнем жизни и образованием.
Печальный реквием советской армейско-тюремной структуре экономики, медицины, науки и т.д...
Замечательный диагноз нашей медицине. Полностью соответствует моим личным впечатлениям и разговорам со знакомыми врачами.
“Если крупная страховая компания владеет клиникой, она может требовать от врачей, по сути своих сотрудников, экономить на медикаментах и расходных материалах, ограничивать их заработки, отказываясь от дорогих, высококвалифицированных специалистов.” - бред! Только в отсутсвие свободной конкуренции.
А у нас есть свободная конкуренция?
А разве у нас есть конкуренция вообще?
Эээ... Ну вообще-то конкуренция может быть либо свободной, либо никакой. "Несвободная конкуренция" - это что-то вроде "любви за деньги", мне так кажется. А? 🙂